Давно поутихли споры вокруг ясна солнышка Никиты Сергеевича Михалкова и его "великого" творения «Утомленные солнцем-2» (далее – «УС-2»). Приутихла шумиха, ослабело общественное внимание, перестали сыпаться лавровые ветви и парной навоз на макушку гения.
Отгремел Каннский кинофестиваль. В его программе "УС-2" был показан одним из последних. Опять актуальным становиться вопрос к художнику: «Почему?»
Нет, понятно, «УС-2» настолько убогий фильм – что искать в нем какие-то достоинства и недостатки не имеет смысла, достаточно просто посмотреть хотя бы полчаса этого «великого кина». Уж столько там нестыковок, несуразностей, нелогичности и нехудожественности. Это понятно.
Вопрос следует расширить до: "почему удалось настолько убого?" Почему у режиссера, виртуозно экранизирующего русскую классику (поищите лучшую постановку Чехова в кино) и снявшего такие органичные мелодрамы, как «Родня» получилось такое Гэ?
На мой взгляд, взыскательное око многочисленных кинокритиков упустило одну деталь. Если пробежать по фильмографии Никиты Сергеевича хотя бы бегло, то можно заметить: все картины у Михалкова что называются камерные. Т.е. действие происходит на ограниченном пространстве, количество основных персонажей так же ограничено 4-5, или даже двумя (как, например, в фильме «Без свидетелей»).
Пример. «Неоконченная пьеса для механического пианино» - «классический» фильм Никиты Михалкова. Настоящий шедевр. Актерский состав – шикарный. Без шуток. Сюжет построен на основе нескольких рассказов Антона Павловича Чехова. Если кто не помнит: Антон Палыч - русский писатель большой любитель напугать публику того времени экзистенциальными страшилками. Надо признать в этом деле несколько позже его обогнал писатель Андреев, но я сейчас о другом.
Вспомним общую канву. Цитата из Викидепии:
Действие фильма происходит летом на загородной даче. Школьный учитель Платонов (Александр Калягин) приезжает вместе с женой погостить несколько дней у своего друга вдали от городской суеты. Среди прочих гостей главный герой встречает прежнюю возлюбленную Софью (Елена Соловей), которая теперь замужем за другим. Платонов вдруг обнаруживает, что его чувства к Софье не угасли, чему в немалой степени благоприятствуют два обстоятельства: во-первых, Софья лишь недавно вышла замуж, во-вторых, оказывается она замужем за ничтожеством. Воспоминания побуждают героев как следует разобраться в своих чувствах, но, в конце концов, жизнь расставляет всё по своим местам и они понимают, что их давно ушедшая любовь всё-таки угасла.
В «Неоконченной пьесе…» ярко высветились любимые самим Михалковым творческие постулаты: уже упомянутое ограниченное пространство (загородный дом) и сравнительно небольшое количество действующих лиц (в фильме их не больше 10), острый психологизм, иногда доходящий до пограничных состояний (ночная истерика Платонова).
Суть конфликта: взаимоотношения героев внутри маленькой группы знакомых. Конкретнее - их внутренние связи и возникающие на этой почве переживания. Одним словом – мелодраматичность.
Таков классический фильм Михалкова. Пример можно дополнить еще 2-3 фильмами подтверждающую выдвинутую мной парадигму.
После 1991 года – Никита Сергеевич осознал себя большим художником.
В 1994 г. появился в принципе неплохой фильм «Утомленные солнцем», за который как мы все знаем, Никите Сергеевичу вручили премию "Оскар".
И понеслось! Следуя лозунгу Московской олимпиады «дальше, выше, сильнее» Никита Сергеевич принялся снимать масштабно. «Сибирский Цирюльник» - первое звено цепочки большого кино. «Эпоха Александра 3 «без революций, войн, и потрясений» и сам режиссер в образе самодержца.
Дальше были «12» ну и собственно «УС-2». Однако не получилось у Никиты Сергеевича мыслить «большими отношениями». Вышло как-то мелко. Фальшиво.
По пути от проблем маленького человека, к общечеловеческим ценностям Никита Сергеевич забыл поменять творческие приемы. В «УС-2» персонажи разговаривают как после инсульта: бурчат чего-то себе под нос, истерят – вспомним острый психологизм и пограничные состояния.
Неминуемая гибель каждого персонажа не имеющего фамилию Котов в УС-2 - отголосок другого творческого постулата Никиты Сергеевича, а именно того самого маленького круга действующих лиц. Заметно что Михалков попытался его избежать и формально ему удалось заполнить кадр людьми. Народу в фильме действительно много. Однако если присмотреться внимательно камерность как была так осталась. Реально в фильме всего два персонажа - Котов и его дочка. Остальное (именно остальное) это не персонажи, это не второстепенные герои, это декорации. Сей факт подметили многие критики во множестве статей, он не требует доказательств, он принял вид аксиомы: смерть многочисленных комбатов, майоров, лейтенантов и капитанов в "УС-2" - есть ни что иное как смена одной картонки на другую.
С пространством у Никиты Сергеевича такая же петрушка. Нет, у него ни воздуха, ни духа ни эпичности. Нет и все. Кульминационная и по сути главная баталия в фильме провалена: дурацкая сцена с шоколадкой, танки едут непонятно откуда, далее ничего не видно, кто-то стреляет, кто-то кричит, сражение накрыла завеса. "Бой в Крыму все в дыму..." как говорила моя учительница биологии. Очень натурально. ...Повсюду вылезает пресловутая камерность: тут как бы солдаты отступают, там как бы танки наступают. Не фильм, театральная постановка. Об исторической доставленные вообще лучше молчать...
...Мотив Никита Сергеевич - виден издалека. Великое кино явно задумывалось как большой арт-хаус. И опять напрашивается вопрос: получилось ли усидеть на 2 стульях? Снять исторический фильм руководствуясь собственными тараканами в голове?
Сомнительно. Посудите: Внедрение авторских изысков, введение легкого абсурда в происходящее не пошли на пользу фильму. Эскапады вроде ставших знаменитыми «танков с парусами» и «покажи сиськи» в эпических картинах смотрятся гнусно. В фильмах камерных они выглядели бы как элемент концепции. Здесь как признак лжи.
И все же в конце хочется понадеяться что дорогой и уважаемый Никита Сергеевич Михалков, снявший множество действительно талантливых картин, одумается, перестанет снимать "великое кино", а вернется... Ну, скажем к русской классике: сколько еще не экранизировано! Взять того же чемпиона Андреева.
Фильмография виновника записи для ознакомления:
1. 1967 — Девочка и вещи — курсовая работа
2. 1967 — И эти губы, и глаза зелёные… — курсовая работа
3. 1968 — А я уезжаю домой — курсовая работа
4. 1970 — Спокойный день в конце войны — дипломная работа
5. 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
6. 1976 — Раба любви
7. 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино
8. 1979 — Пять вечеров
9. 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова
10. 1981 — Родня
11. 1983 — Без свидетелей
12. 1987 — Очи чёрные
13. 1989 — Иллюзия
14. 1990 — Автостоп
15. 1991 — Урга — территория любви (Урга)
16. 1993 — Вспоминая Чехова
17. 1994 — Утомлённые солнцем
18. 1999 — Сибирский цирюльник
19. 2007 — 12
20. 2010 — Утомлённые солнцем 2
Все из той же Вики.
Спасибо что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал ставьте лайки!