Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня у нас особый выпуск, полностью посвященный замечательному человеку и художнику.
24 января 1901 года в семье ссыльных еврейских коммунистов-революционеров в Иркутске родился Михаил Ромм - один из величайших мастеров советского кино, художник огромного таланта и огромного масштаба, он стал одним из столпов советского кино, его титаном, его гранитным памятником, неподвластным ветрам времени.
Как и многие гении, Михаил Ромм был не до конца и не совсем правильно понят. Его называли "режиссёром сегодняшнего дня", "певцом злободневных проблем", "мастером текущего момента". Ведущий советский кинокритик Нея Зоркая, робко пытаясь разобраться в секрете величия этого художника, писала о Ромме так:
...у Ромма, в его кадрах скульптурных, словно горельефы, выразительных, мастерских и лаконичных, всегда четкими буквами впечатаны ведущие политические идеи и лозунги дня.
И, в общем. в её монографии 1966 года - это единственная характеристика вклада М. Ромма в историю советского кино. И всё?
Ещё один маститый критик Майя Туровская видит в фигуре Ромма неразрешимое противоречие:
Михаил Ромм в мое время считался главным интеллектуалом кино. Разумеется, он обладал блестящим интеллектом, юмором, литературным даром, но.... сам он делал кино общедоступное, сюжетное, актерское. Просто ему нравилось то, что потом понравится зрителю, и это был не расчет, а природное свойство. Он был органически «массовый» и «кассовый» режиссер.
Всё это глупости, рождённые потому, что Ромм не укладывался в придуманную кинокритиками парадигму "интеллектуальное против массового". Ну, бог им судья.
Давайте лучше пос лушаем тех, кто сам чего-то стоил, кто мог оценить Ромма как художник - художника. Например, великого Иннокентия Смоктуновского.
... я играл у него в «Девяти днях одного года». Чудо-человек, огромного, философского ума. Равного ему среди режиссеров я не встречал.
Вот это правильно. А вот что вспоминал о Михаиле Ромме один из его учеников - Никита Михалков:
Его лекции, вернее, размышления вслух с примерами из литературы, кино, театра могли касаться узкопрофессиональных проблем, но разговор всегда выходил на общечеловеческие темы. Ромм не отделял профессию от человеческой точки зрения на мир.
И это правильно. А ещё лучше - и правильнее, и проще - сказал о своём учителе его лучший ученик - Василий Макарович Шукшин.
Михаил Ильич Ромм. Голос его — глуховатый, несколько как бы удивленный, терпеливый, часто с легкой, необидной усмешкой, голос человека доброго, но который устал твердить людям простые истины. Устал, но не перестает твердить. Две из них — необходимость добра и знаний — имелось в виду усвоить как главную тему искусства.
Я думаю, что комментарии здесь излишни. Да, Ромм - один из тех, кто с огромным упорством и с огромной энергией отстаивал самые простые истины. Именно поэтому нужно запомнить: без Ромма история русского кино будет такой же неполноценной, как история русской литературы без Толстого или Горького.
Место фильмов о Ленине в китайской культуре огромно: в китайском языке они разошлись на цитаты. И, между тем, многие китайцы впервые слышат имя Ромма. Как же знакомиться с Роммом? С чего начать?
Начать стоит, безусловно, с его лучшего фильма "Девять дней одного года" (1961), фильма о физиках-ядерщиках, который гарантированно произведёт на вас впечатления атомной бомбы. Потом, через много лет, вы снова посмотрите этот фильм - и убедитесь, что бомба стала термоядерной.
Это один из лучших фильмов мирового кино, фильм одновременно и трогательный, и пронзительный, и очень простой. Ромм и сценарист Д. Храбровицкий делали очень современный фильм - о споре "физиков" и "лириков", о бесконечной вере в человеческий разум в начале 1960-х, - а сделали фильм на все времена.
Продолжить знакомство, безусловно, нужно с документального фильма "Обыкновенный фашизм" (1965). Михаил Ромм вывел на экраны самые отвратительные, самые чудовищные ужасы фашизма - и убедительно доказал, что фашизм - это не идейное течение, не гитлеровская задумка, а массовый выплеск концентрированной античеловечности, и от повтора этого выплеска наш мир пока не застрахован.
После "Обыкновенного фашизма" можно смотреть и другие антифашистские фильмы Михаила Ромма - "Мечта", "Человек №217", "Убийство на улице Данте". По следний фильм (по сценарию Е. Габриловича) в советской кинокритике было принято ругать за старомодность стиля, но, на наш взгляд, этот фильм старомодным быть не может: история превращения славного молодого человека в подлого выродка ничуть не менее актуальна в 2021, чем в 1941.
"Мечта" (1941) - фильм, который не так легко полюбить с первого раза, но это, безусловно, один из лучших фильмов Ромма и Габриловича. В этой истории (очень чеховской по духу) из польской жизни не сразу можно разглядеть манифест о главной мечте любого человека - о мечте жить по-человечески, без цепей денежных проблем и давления социального статуса.
Конечно, необходимо посмотреть дилогию о Ленине: эти фильмы сыграли огромную роль в становлении культуры Нового Китая. Фактически, Михаил Ромм впервые показал в кино живого Ленина - не памятник, но человека.
И фильмы эпохи "малокартинья" - "Русский вопрос", "Секретная миссия" и дилогия об Ушакове - тоже великолепны, зрелищны и очень человечны.
Спасибо за внимание.