Волшебнее сказка «Золушка» вышла в прокат в мае 1947 года и легла бальзамом на израненные войной сердца советских людей. Страна постепенно преодолевала послевоенную разруху, были отменены карточки и повсеместно снижены цены на розничные товары, выросли социальные выплаты и стипендии. Той послевоенной весной людям хотелось чего-то красивого и волшебного.
Идея экранизации сказки принадлежит режиссёру Надежде Кошеверовой. Возвращаясь из эвакуации, Надежда встретила в поезде актрису Янину Жеймо. Миниатюрная и скромная девушка выглядела забитой и измождённой. И в глазах режиссёра тут же образовался образ той самой сказочной Золушки.
Кошеверова поделилась своим наблюдением с бывшим мужем, королем Ленинградской театральной комедии, Николаем Акимовым. Акимов загорелся идеей «Золушки» и уговорил своего давнего приятеля, виртуоза сюрреализма и сатиры, Евгения Шварца написать сценарий. Сам Акимов взялся нарисовать эскизы к сказочным костюмам и декорациям.
Сценарий был утвержден на худсовете «Ленфильма» в мае 1945-го, и картина была запущена в производство. Снимать сказку доверили Кошеверовой в тандеме с Михаилом Шапиро. Эти режиссёры уже работали вместе над сказкой «Черевички» по мотивам повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Из Москвы в Ленинград на съемки был приглашен мастер нестандартных операторских решений Борис Горбачёв. Оператор Горбачёв также работал с Кошеверовой и Шапиро над фильмом «Черевички».
Сюжет сказки исходит своими корнями к глубокой древности и присутствует в том или ином виде в большинстве культурных традиций многочисленной индоевропейской семьи народов. История довольно незамысловата: мать юной девушки умирает, и отец приводит в дом мачеху с двумя дочерьми. Мачеха гнобит девушку, мачехины дочки измываются. Затем мать является в образе некоего обладающего колдовской силой существа из потустороннего мира и помогает девушке познакомиться с принцем, а мачеху с ее дочерьми жестоко карает.
В русской сказочной традиции «Золушку» зовут Василиса Прекрасная, в роли «крестной феи» выступает Баба-яга, а вместо волшебной палочки — череп с горящими глазами. Правда, расправившись с мачехой и ее дочерьми, волшебная покровительница Василисы превращается в добрую старушку. Прочтение сказки Шарлем Перро достаточно травоядно, но и там хватает мрачных моментов. В современной массовой культуре «Золушка» трансформировалась в преисполненную оптимизма историю о том, будто бедная девушка может выйти замуж за принца.
Перед Шварцем стояла непростая задача — увлекательно рассказать знакомую всем историю. Советский сказочник наделил героев яркими характерами и сочными диалогами, которые были моментально разобраны на ушедшие в народ цитаты.
Благодаря филигранной работе коллектива незаурядных творцов возник своеобразный сказочный мир, наполненный колоритными персонажами, прекрасно исполненными неотразимыми актерами. В процессе работы над фильмом на съемочной площадке царила приятная атмосфера взаимовыручки.
Смешная и трогательная сказка по сей день находит отклик в сердцах многих миллионов людей, кто-то видит в ней приятную и легкую историю, другие находят в гротескных сценах философско-поэтический смысл, а иногда и политическую сатиру. Однако под каким бы углом зритель ни смотрел на картину, он неизменно оказывается в плену ее эстетики.