Пожалуй, один из серьезнейших ударов по репутации Рассела был нанесен его супругой - Мэри. Верная последовательница идей мужа, она в 1897 году порвала с ним отношения, поскольку он начал изменять ей с другими "Исследовательницами Библии".
Этот судебный процесс сильно повредил авторитету Рассела и вызвал значительный отток членов из "Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов" (15,45: 16, 227). Хотя отношения "пастора" Рассела с женщинами и были охарактеризованы следившими за судебным процессом журналистами как "сексуальная распущенность", еще большую бурю общественного негодования вызвал способ, каким Рассел поделил имущество со своей женой. Понимая неизбежность развода, Ч. Рассел по совету своих адвокатов "пожертвовал" значительную часть своих средств, полученных в результате продажи сети магазинов готовой одежды, возглавляемому им же обществу. Когда суд вынес вердикт о разделе имущества, делить уже было нечего - Мэри получила крохи. Рассел, хотя и получил моральный удар, все же сохранил свои средства в неприкосновенности.
Скандальная известность Ч. Т. Рассела усугубилась после дела о "Чудо-Пшенице", имевшем место в 1913 году. С целью пополнения кассы Общества, Ч. Т. Рассел рекламировал со страниц своего журнала "Чудо-Пшеницу", урожайность которой, благодаря особому благословению Бога, якобы в пять раз выше, чем у обычной. Естественно, что и цена семян этой пшеницы тоже была значительно выше. Доверчивые фермеры, попав на удочку "пастора", раскупили все семена, но урожай собрали самый обыкновенный. Газета "Бруклин Дейли Игл" опубликовала но этому поводу статью с карикатурой Ч. Рассела, который подал за это на газету в суд, требуя компенсацию за моральный ущерб в размере 100.000 долларов. Адвокаты газеты использовали в качестве свидетелей защиты пострадавших фермеров. В ходе судебного процесса все факты по делу о "Чудо-Пшенице" подтвердились. Иск Рассела был отклонен, а сам он был вынужден уплатить крупный штраф за мошенничество и вернуть пострадавшим фермерам обманом полученные деньги.
Согласно вычислениям Ч. Т. Рассела вот-вот должна была состояться "брань в оный великий день Бога Вседержителя" (Отк. 16:14), финал которой в октябре 1914 года будет представлять собой "...полное свержение современного земного руководства" и установление тысячелетнего Царства Божьего на земле.
В августе 1914 года в Европе началась 1 Мировая война. Число последователей Рассела несколько увеличилось, но когда обещанные сроки прошли и стало ясно, что пророчество не сбылось начался отток членов из "Общества Сторожевой Башни" люди на деле убедились, что Рассел - один из лжепророков (Втор. 18:22; Мф. 24:24).
Рассел умер 31 октября 1916 года, возвращаясь из Лос-Анджелеса в Нью-Йоркскую штаб-квартиру Общества.
Следующим руководителем организации стал, Рутерфорд. Он начал разрабатывать концепцию жестко структурированной "теократической организации". Он начал постепенно изгонять из Общества неугодных ему руководителей.
Рутерфорд утверждал: "Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, а земная фаза Царства Мессии придет в 1925 году... Мы несомненно можем ожидать, что 1925 год будет отмечен возвращением Авраама, Исаака, Иакова и других преданных Богу пророков старого времени. Согласно обещанию Бога они будут воскрешены из мертвых". Эти откровения Рутерфорда были приняты с восторгом. Началась активная пропагандистская кампания, которая привела к очень быстрому росту рядов Исследователей Библии. Только за 1925 год он составил 43% (14,41). Исследователи Библии представляли Армагеддон некой "социальной революцией" сопровождающейся сверхъестественными событиями. Но ни пришествия Христа, ни воскрешения ветхозаветных пророков и всех умерших, ни "социальной революции", в ходе которой последователи Рассела и Рутерфорда должны были стать членами Божьего Царства, в 1925 году не произошло. Поэтому уже в 1926 году более 50% членов Общества Сторожевой Башни порвали отношения с этой организацией.
С 1926 года главной задачей членов Общества Сторожевой Башни "стало возвещать имя Бога Иеговы". "Начиная с 1927 года старейшины, которые не признавали эту библейскую обязанность были смещены" (СБ 1.05.1994 – С. 26). Одновременно проводились мероприятия, поддерживающие веру рядовых верующих в то, что конец мира совсем близок. В 1930 году в курортном городе Сан-Диего, штат Калифорния, на берегу Тихого океана строится роскошная вилла. названная "Домом князей". В ней, по заверениям Рутерфорда, будут поселены библейские пророки после своего воскресения. Но чтобы вилла не пустовала в ожидании воскреснувших праведников, в ней поселился сам Рутерфорд.
Выступая 13 января 1935 года по радио (речь транслировалась по всему миру 103 радиостанциями) Рутерфорд сообщил, что до "битвы великого дня" осталось всего несколько месяцев и призвал всех людей, желающих спасти свои жизни, стать членами возглавляемой ими организации.
До 1935 года Свидетели Иеговы утверждали, что все они предназначены для жизни в Царстве Божьем, которое будет состоять из 144.000 "верных рабов" Иеговы. В состав 144.000 включались все последователи Рассела и Рутерфорда, а также библейские праведники. Но поскольку общее число Свидетелей Иеговы начиная с момента образования Общества Сторожевой Башни уже приближалось к 100.000. и продолжало постепенно расти, появилась необходимость согласовать доктрину и реальность. В 1935 году было обнародовано новое "откровение" о том, что 144.000 "верных рабов Иеговы" будут соцарствовать Христу на небе, а остальные Свидетели Иеговы образуют "великое множество других овец", которым уготована вечная жизнь на земле под властью "небесного правительства". Внешним признаком, выражающим принадлежность к числу 144.000 "помазанных духом, является вкушение хлеба и вина на Вечере воспоминания. Вспоминает М. Уиллис: "До этого времени я принимала от символов - пресного хлеба и красного вина на ежегодной Вечери воспоминания смерти Иисуса...
Дж. Ф. Рутерфорд не дожил до окончания II Мировой войны, так и не дождавшись нового провала своих пророчеств. Он умер 8 января 1942 года в "Доме Князей" на калифорнийском побережье. Но после себя Рутерфорд оставил жестко структурированную организацию, осуществлявшую контроль над более чем 115.000 "Свидетелей Иеговы".
Преемником Дж. Ф. Рутерфорда стал Нейтан Хомер Норр.
Во время его правления были осуществлены три важных проекта, которые до сих пор приносят Свидетелям Иеговы обильные плоды. В 1943 году а Южном Лансинге (район Нью-Йорка) была основана так называемая "Библейская школа Галаад, готовящая профессиональные руководящие и миссионерские кадры для работы в США и за рубежом. Обязательным условием для приема кандидата в школу являлась его полновременная миссионерская работа в течение не менее двух лет. Первоначально обучение класса шло в течение 5 месяцев, а сейчас - в течение 10 месяцев.
Вторым важным делом Н. Норра была организация "Школ Теократического Служения". В 1943 году началась их деятельность при каждом местном собрании. Первоначально в них допускались только мужчины, а с 1958 года - и женщины (15, 68). Для Школ Теократического Служения в течение 10 лет были подготовлены учебники, дающие информацию о доктринах Свидетелей Иеговы, методах работы Общества и его истории. Но основной упор на еженедельных занятиях этой школы делается на обучении Свидетелей Иеговы наиболее результативным методам пропаганды своих идей среди населения.
Продолжение в 3й части.