Начало здесь .
Вчерашний день выдался погожим, поэтому решил закончить осмотр остатков лазаревского водопровода. На местности, в итоге, уцелело от него немного, а кое-что - и недоступным для осмотра оказалось.
Снято с Шампан. В кадре видна долина Кара-Коба, заметен склон Федюхиных высот. Вот, где-то в этих краях и проходила трасса. Строго говоря - и сейчас проходит: когда построили Чернореченское водохранилище, для подачи воды на гидроузел №3, воспользовались трассировкой лазаревского водопровода. Естественно, сейчас всё это скрыто под землёй, однако, изначально вода шла по открытому каналу. Это обстоятельство сыграло свою негативную роль во время Чернореченского сражения Крымской войны - у писателя Сергеева-Ценского описывается эпизод :
«Между Черной речкой и позициями французов на Федюхиных горах проходил водопровод, раньше, до осады Севастополя, питавший доки. Глубина воды в нём доходила до восьми футов, так что вброд он был непроходим. Перейдя по Трактирному мосту на другой берег, легкая батарея ринулась было на перекидные мостики, вслед за пехотой, но мостики эти оказались слишком ажурными, да и не могли быть иными. Выдерживая людей, они ломались под лошадьми и орудиями, под упряжками зарядных ящиков. Обрушиваясь в канал, лошади визжали и бились, стараясь выбраться из воды, и напрасно колотя передними копытами в отвесный берег канала. Люди старались помочь лошадям, хватая их за гривы и сбрую, а стрелки противника, так же как и комендоры укреплений, энергично действовали по такой благодарной цели, и в водопровод валились десятками тяжело раненые и убитые».
В наше время левая сторона долины Чёрной речки заселена - там стоит посёлок Октябрьский, проходит Чернореченская улица а параллельно ей идёт железная дорога, разветвляясь в два направления - на Мекензиевы горы и на Инкерман-2. Таким образом, следов канала не сохранилось. Единственное что - в районе бывшего Каменоломенного оврага (сейчас он носит название Советская балка) имеются остатки Инкерманского акведука. Но и здесь не всё гладко - находятся они на некоей огороженной территории и подойти к ним, не рискуя нарваться на скандал, не представилось возможным. Разве что - удалось кое-что заснять сквозь щель в воротах:
По идее, в этом месте должны быть остатки самого акведука, а также, водоподъёмного колодца, компенсировавшего перепад высот. Также, источники пишут, что в Советской балке сохранился один из тоннелей водопровода, и даже, через него идёт современный водовод на ГРЭСовский посёлок. Однако, и здесь возникло препятствие - в балке имеется охраняемый периметр и ходят вооружённые часовые. Сверкать в таких условиях фотоаппаратом - не самое лучшее решение, как говорится: "Не надо нервировать человека с ружьём".
Дальнейшая трассировка водопровода, практически совпадала с нынешней железной дорогой, собственно, при её строительстве остатки сооружения и были разобраны и вывезены. Исключение - подход к Килен-балке: железная дорога уходит в Троицкий тоннель, а водопровод шёл вдоль берега моря. Опять-таки, сейчас там пройти невозможно: очередной периметр и территория 13 СРЗ.
А вот за Килен-балкой, следы водопровода снова становятся видны - сохранились фрагменты акведуков Ушаковой и Аполлоновой балок:
Впереди - Угольная пристань, за спиной - Ушакова балка и одноимённый пляж. Вот, где-то здесь и проходил канал водопровода. Следующее фото показывает нынешнее состояние акведука:
В арках заложили проёмы и обустроили различные помещения. Сейчас всё это заброшено и потихоньку разрушается:
По ходу трассы расположена территория, принадлежащая ДОСААФ, а после неё идёт частная застройка. Посреди застройки виден ещё один акведук - тот, что в Аполлоновой балке:
Трёхэтажное здание по центру - вот, позади него и начинается акведук. Вал зелёного цвета - он и есть.
Как видно, и здесь ему нашли применение: через одну из арок проходит дорога к причалу в Аполлоновой бухте, остальные арки заложены, и, как я понимаю, используются в качестве сараев.
Далее начинается территория ВМКГ имени Пирогова, а трасса Аполлонова акведука указывает чётко на неё. Здесь уже ничего не поделать - закрытая территория:
(в правом нижнем углу можно разглядеть арки)
Что хотелось бы сказать в заключение? В комментариях к предыдущему посту прозвучал вопрос - а почему его не восстановят, мол лишняя вода в город пошла бы. Ответ прост - в этом отсутствует смысл. Нынешний водозабор расположен там же, на реке Чёрной, только вода от него идёт по подземным трубам и под давлением. Более того - часть старой трассы используется в современном водоснабжении. А вот что касается участка после Инкермана - так там и восстанавливать нечего: кто же даст сносить железную дорогу?
Вот и получается, что Лазаревский водопровод, как инженерная система, окончательно ушёл в прошлое. Задача, под которую его создавали - оказалась ему не по силам, да и нет сейчас нужды в заполнении камер доков пресной водой. Водоснабжение населения - так новый водопровод, идущий частично по трассе старого, справляется с этим гораздо лучше. Таким образом, единственная роль уцелевших сооружений - памятники истории и архитектуры. А вот здесь возникает целый пласт проблем - улаживание вопросов с нынешними собственниками; определение объёмов реставрационных работ; вопрос о том, каково будет применение сохранившихся участков; финансовый вопрос, опять-таки, он самый главный. Впрочем, это отдельная тема...