"Внутренний Валовый Продукт". Или другими словами - объем производства разновсяческого барахла на душу населения (Примечание: и ведь в рублях! В рублях! Т.е. если я каким-то способом сделаю зубочистку стоимостью сто тысяч миллионов - например потому, что это уникальный арт-объект - это сразу огогокак поднимет ВВП) . Кто-то придумал, будто это показатель качества. Оно, наверно, и было так во времена, когда один единственный неурожай мог привести к голоду и вымиранию населения, когда не хватало всего, включая самое необходимое. Только какое отношение это имеет к нашему времени?
Давайте оглянемся по сторонам. Подавляющее большинство товаров в каталожном смысле и просто большинство в количественном - просто бесполезный хлам, продажи которого обусловлены искусственным спросом. Две трети содержимого наших квартир можно вынести на помойку и мы этого даже не заметим. Предметы, которые нас окружают, в основной массе своей не имеют никакого отношения к уровню жизни и благосостоянию, это скорее элементы материальной культуры. Культуры вещей.
В 80-х и в 90-х годах мы-дети собирали фантики и вкладыши. Каждый этим болел. Вокруг них была создана целая культура, их коллекционировали, обсуждали, обменивали. На их основе строились игры. Но фантик не несет самостоятельной ценности, он легко заменим, например, листочком клена. Нельзя утверждать, будто детство с фантиками богаче, чем детство без фантиков.
Ничего принципиально плохого в культуре вещей нет, но начинается фарс, когда культуру чего бы то ни было начинают развивать количественно , а именно это и происходит. Инфляция. Фантик больше ничего не стоит в школьной ойкумене, и я не знаю, насколько просел киндер-сюрприз. Фантик стал слишком дешев, слишком легкодоступен. Мега-завод уменьшает себестоимость товара, но при этом его мега-серия уменьшает его субъективную ценность. На всем этом сверху сидит нервный маркетолог и пытается придумать, как еще втюхать потребителю очередную палку для чесания спины, потому как если палку не втюхать, мега-завод встанет, обанкротится и плохо станет решительно всем. Порочный круг, который не разорвать изнутри.
А чтобы разорвать снаружи нужно для начала прекратить оценивать общество по количеству разных мыльниц в магазине.