Найти тему
AboutAll

Подводные исследования Тихого океана или где "ходит" НИС "Академик М. А. Лаврентьев"

Со времен СССР у России остался огромный задаток в исследовательских судах. И на это в первую очередь повлияло присутствие открытого выхода в самые богатые и перспективные океаны - Северному Ледовитому и Тихому. Еще в 1950-х годах в советском союзе были заложены традиции исследовательского научного флота, которые и сделали Россию одной из лидеров в изучении мировых океанов. Это же задало преемственность и отличные перспективы на будущее.

Но нужно смотреть правде в глаза - за последние десятилетия мощнейший научный флот, который сформировался за время СССР, растратил свою былую мощь. Однако важно то, что часть судов высочайшего класса до сих пор удаётся сохранять в строю, что даёт уникальную возможность проводить исследования не потеряв в качестве. В настоящее время только в рамках проекта «Наука», который имеет уровень национальной консолидации, удается не только поддерживать важнейшие научно-исследовательские суда на должном уровне, но и проводить модернизацию их, а так же создавать на базе этих судов принципиально новую технику.

Одним из важнейших научно-исследовательских судов еще со времен СССР и флагманом в тихоокеанском направлении можно по праву считать НИС «Академик М. А. Лаврентьев». Сборка производилась на одной из верфей Финляндии. Почему Финляндии? Да потому, что во времена гонки вооружений и еще какое-то время после этого союзные верфи были в основном заняты производством боевых кораблей, а вот гражданские суда предпочитали производить у ближайших соседей.

НИС «Академик М. А. Лаврентьев»
НИС «Академик М. А. Лаврентьев»

Спуск на воду «Академика М. А. Лаврентьева» длинной 75,5, водоизмещением 2689 т и максимальной скоростью 14,8 узлов произошел в уже далеком 1984-м году. Основными задачами подобных научно-исследовательских судов является геология морского дна и обитающих в океанских водах живых организмов, однако время от времени им приходится участвовать и в выполнении необычных задач. Так, осенью 2011 года «Академик М. А. Лаврентьев» был отправлен в международную экспедицию в Японское море, где помимо традиционных климатических исследований и сбора картографической информации донного ландшафта, проводил замеры радиационного уровня в пробах воды вокруг станции Фукусима.

«Академик М.А. Лаврентьев» во время исследования у берегов Камчатки после гибели морских животных в 2020 году
«Академик М.А. Лаврентьев» во время исследования у берегов Камчатки после гибели морских животных в 2020 году

Всего за уже более 35-ти летнюю историю судно успело провести десятки экспедиций, предметами исследований которых становились самые важные и актуальные проблемы не только тихоокеанского региона, но и всего мирового океана. Это и изучение новых и расширение старых направлений морской биологии, тектонические процессы и геология океанского дна (например, в районе Тихоокеанского огненного кольца), а так же исследования в направлении глобальных климатических изменений (то самое "глобальное потепление").

В 2004 году «Академик М. А. Лаврентьев» являлся базой во время экспедиции к предполагаемому месту гибели легендарного парохода «Челюскина» . Во время поисков был задействован уникальный гидролокатор, который мог обнаруживать крупные предметы даже под толстым слоем ила. И в результате был найден крупный объект, который изначально приняли за погибший «Челюскин», однако позже выяснилось, что предположение было ошибочным. «Челюскина» нашли два года спустя во время экспедиции на СРТМ «Рогачево».

Одной из самых значимых экспедиций последнего времени было исследование группой НИС «Академик М. А. Лаврентьев» в мае 2016 вулкана Пийпа, находящегося в Беринговом море у побережья Камчатки. Этот участок океанского дна уже давно привлекает внимание отечественных океанологов с точки зрения геологического строения вулкана: он не извергается уже несколько тысяч лет, однако на дне вулкана в последние десятилетия отмечена значительная геотермальная активность - через трещины океанического дна в этом месте просачиваются горячие газы, изучение состава которых может дать ответы на такие важные вопросы как происхождение и развитие жизни на земле, а так же изменение климата. Ведь среди гипотез происхождения жизни активно обсуждается и та, которая связывает процессы зарождения жизни с теплыми геотермальными источниками, такими как «черные курильщики».

«Черные курильщики» - гидротермальные источники воды на дне океанов
«Черные курильщики» - гидротермальные источники воды на дне океанов

Именно в этой экспедиции НИС «Академик М. А. Лаврентьев» производил доскональные геологические исследования коры океанского дна в комплексе с изучением живых организмов в районе вулкана Пийпа. Для этого было выполнено 22 погружения общей длительностью более 150 часов телеуправляемого подводного зонда Comanche 18 (SubAtlantic) для забора биообразцов, в результате которых было поднято более сотни образцов живых организмов, некоторые из которых, как оказалось, обитают только в районе вулкана Пийпа. Подобные исследования дают возможность понять насколько может быть совместима подводная биологическая жизнь с настолько агрессивной средой.

В этом же 2016 году в рамках выполнения научной задачи по исследованию метановых выбросов со дна НИС «Академик М. А. Лаврентьев» был направлен в Чукотское море и море Лаптевых. Метан уже давно признан одним из опаснейших парниковых газов - он прозрачен для лучей оптического диапазона, но интенсивно поглощает излучение в инфракрасном спектре, что ведет к "запиранию" в атмосфере тепла, идущего от Земли, создавая тем самым пресловутый "парниковый эффект" и "глобальное потепление". С потеплением на планете и подтаиванием вечной мерзлоты парниковый газ, который просто в огромных количествах заперт на дне мирового океана, всплывает на поверхность, поднимаясь затем в атмосферу и создавая еще больший парниковый эффект. Именно с целью изучения выхода метана на поверхность «Академиком М. А. Лаврентьевым» был задействован специальный глубоководный аппарат «Платформа», способный собирать образцы донного грунта и пробы воды в точках самого интенсивного просачивания парникового газа из тающей мерзлоты на дне.

 НИС «Академик М. А. Лаврентьев»
НИС «Академик М. А. Лаврентьев»

Последние годы для «Академика М. А. Лаврентьева» так же выдались достаточно насыщенными. В 2019 году с большим успехом прошла седьмая российско-китайская экспедиция, включавшая в себя поиск на дне следов древних климатических изменений в Японском, Охотском и Беринговом морях. В ходе исследования особое внимание было уделено Курильской котловине, где задолго до этого были обнаружены следы мощных гидродинамических процессов, датированных концом последнего ледникового периода. Это порождало процессы наподобие так называемого апвеллинга - подъема вверх глубинных океанских вод. Изучение этих процессов важно с точки зрения понимания динамики изменения климата в будущем. Кроме того, эта экспедиция была частью нацпроекта «Образование», в рамках которой реализовывалась программа «Молодые профессионалы», целью которой является обучение молодых ученых.

Курильская котловина - самая глубокая часть Охотского моря, глубина достигает 3374 м
Курильская котловина - самая глубокая часть Охотского моря, глубина достигает 3374 м

Сразу после завершения российско-китайской экспедиции НИС «Академик М. А. Лаврентьев» отправился к берегам Вьетнама, после чего по просьбе Российской академии наук и правительства Камчатского края, в дополнение к своим основным исследовательским задачам научная группа НИС «Академик М.А. Лаврентьев» работала над исследованиями вод у побережья Камчатки, где в октябре 2020 года произошла экологическая катастрофа, результатом которой стала массовая гибель морских животных.

А уже во второй половине 2020 года судно отправилось в экспедицию по Арктике, которая продлилась в общей сложности более 100 дней и в ходе которой была проведена реконструкция динамики таяния ледяного покрова восточной Арктики и северо-западной части Тихого океана.

Но скоро великому исследователю придется реже выходить на экспедиции: в рамках федерального проекта «Инфраструктура» (в рамках национального проекта «Наука») "Академика" ждет глубокая модернизация. Производиться работы по обновлению судна планируется поэтапно дабы свести к минимуму изъятие судна из экспедиционной деятельности.

Реконструкция «Академика М. А. Лаврентьева» вместе с введением в строй к 2024 году по тому же нац. проекту еще двух научно-исследовательских судов значительно усилит позиции России в области изучения Мирового океана.

Наука
7 млн интересуются