А действительно, какие они, эти туристические лодки? То есть, с большими судами все более-менее понятно, они, то есть лодки- это собственно лодки, надувные и не очень, складные и вырубленные из цельного бревна; катармараны, эдакие надувные грузовики-баржи; рафты, которые сами сливают воду после прохождения порога. Тут все более менее ясно.
Но, оказывается, человеку обычному довольно сложно понять, что из себя представляет каноэ, байдарка, или каяк. Откуда вообще взялись эти диковинные слова, означающие, как правило реки, или озера, костры, уху и песни под гитару.
Итак, поехали.
Лодки различаются по- строению. Назначению. И оборудованию.
Номер первый. Каяк. Появился в обыденной жизни, как-то плавно перейдя от северных охотников на тюленей и китов- Эскимосов, к туристической и рыболовной братии. Каяк- это каркасное судно, обтянутое тюленьей кожей. Это если мы говорим про классический эскимосский. Чаще всего каяк одноместный. Иногда бывают двухместные каяки, но чаще всего это все-таки соло лодка. Современные каяки делаются, в основном, из стеклоплатика( который постепенно уходит в прошлое) и литые из полиэтилена. Как отличить каяк от всех остальных лодок? Первая особенность его - это юбка гребца. Это устройство, плотно закрывающее посадочное место, отверстие, где сидит человек,от набегающей воды. Собственно, это устройсто помогало маленькому судну оставаться на плаву в суровых северных морях. Каяк плоскодонный. На вид он похож на веретено, или на носы утки с двух сторон( это современный спортивный, для слалома) Управляется двухлопастным веслом, лопасти которого стоят немного в разных плоскостях, при гребле нужно как бы чуть доворачивать рукоять весла. Судно очень верткое и маневренное, быстрое и стремительное, но легко меняет курс и теряет равновесие. И вот тут -то мы подходим к самому главному, что отличает каяк от остальных судов. Только этот малыш позволяет, с помощью особых навыков, совершить немыслимое- эскимосский разворот. А именно- когда вы, потеряв равновесие, ушли в оверкиль, то есть,дно у вас сверху, а вы,соответствено, снизу. И вот, сжимая руками весло, вы можете одним движением вернуть лодку в обратное положение, и что самое важное- себя в это положение вернуть тоже. Это и есть основное отличие каяка от всех остальных видов плавстредств. Остальные на это просто НЕ СПО СОБ НЫ. Именно по этой причине, несмотря на кажущуюся утлость, каяк находится на первом месте по желающим проходить на нем серьезные горные реки до 4-5 категории сложности. А вот все остальное в каяке это минусы. малая грузоподьемность, сложное управление, нескладываемость, трудный ( относительно) ремонт.
Номер два. Байдарка. Именно ее мы можете увидеть вон там свехру вначале статьи. Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов , чукчей , коряков , эскимосов , предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк . Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имет уключин . Иногда используется парус. Так говорит Википедия. И вот тут я полностью не согласен. Каяк на Севере- это лодка добытчиков - мужчин. Для перевозки барахла и большой оравы народа северные люди использовали так называемую "женскую лодку" - умиак. В общем-то, женского в ней только название- это тяжелая каркасная, также обтянутая шкурой морских зверей шлюпка, на которую надо кучу гребцов. А Женской она зовется потому, что какое там умение-то надо ей управлять- знай, греби. Что же касается байдарки, мне кажется, только её каркасность, и иногда юбки для гребцов, только это и объединяет ее с каяком. Во всем остальном байдарка это самобытное судно, целью которого является уже более-менее человеческий туризм. бывает одно- двух и трехместная, хотя на практике ходят и большими составами, лишь бы не утонула. Но тут уж, как говорится, надо соображать просто.
Слово «байдарка» — уменьшительное от «байдара», его нет как названия лодки ни в одном языке аборигенных прибрежных народов региона. Оно стало применяться вместо местных названий русскими первопроходцами, которые использовали привычный им термин, известный в разных вариантах для больших парусных рыбацких и грузовых лодок, вёсельных паромов, лодки для завода невода, широко распространённый в европейской части России, в том числе на Чёрном, Азовском, Каспийском морях и на Тереке. В силу исторических обстоятельств это слово закрепилось в русском языке для наименования традиционной герметично закрытой лодки северных народов. Собственное алеутское название этой лодки — игах , аюхток , а у эскимосов — каяк , кэюкэй . Ну вот вам и ответ. Выходит, что байдарка- это можно сказать, русское изобретение. Ну а как иначе. Ведь англоязычные спецы говорят про нее все как один Kayak. Вот так то! Каяк- да не каяк. Чаще всего встречаются сегодня байдарки- каркасные. Каркасно-надувные( там две кишки стоят в левом и правом борту надувные, дают доп. жесткость и положительную плавучесть. И надувные. Я бы еще отметил тот факт, что несмотря на разборность, байдарка русская имеет очень много общего по форме с пирогой ( Pirogue) - индейско-французское название долбленой из цельного дерева лодкой сигарообразонй формы. Именно узкая лодка и развивает на воде нужную скорость. И в то же время байдарка, по сравнению с каяком, достаточно устойчива, чтобы не киляться при первой возможности, хотя поверьте мне, она тоже на это очень способна. Основной особенностью байды ( именно за это ее так любили в геологических партиях) является потрясающая ремонтопригодность. Пробил днище- три часа на закленивание- и ты снова на весле. Погнул привальный брус- нашел палку поровнее- примотал ее проволокой, или веревкой- всяко доплывешь до точки. С каноэ и каяком такое не прокатит, там все сложнее. Управление в байдарке осуществляется таким же веслом, как и на каяке. Оно так и называется каячное, чтобы не говорить двухлопастное. Некоторые считают, что надувная байдарка, та, где жесткость появляется по мере избыточного давления в надувающемся элементе из резины или ПВХ- это уже все таки больше каноэ, чем байдарка, но я не согласен и дальше я скажу, почему.
Номер три. Каноэ. Это настоящий Кадиллак среди примитивных аборигенных судов. Именно на таких судах доколумбовые ( как же бесит это название!!!) племена Северной Америки ходили океаном торговать с племенами... Южной! Да- да! Есть исторические сведения о том, что такая торговля существовала! Огромные лодки, с горделиво поднятыми форштевнем и ахтерштевнем, с десятками гребцов шли караваном по западному побережью Америки на юг с продуктами обмена. В современном мире каноэ, конечно, это гораздо более скромная лодка, обычно с двумя гребцами, но, все таки, по-прежнему, заслуживающая внимания. Почему? Во первых, это самая грузоподьемная из всех видов примитивных ( и туристических теперь уже) лодок. Во вторых, она, в силу своей специфики, является еще и самой устойчивой. Ну а в третьих, она, пожалуй, самая комфортная по посадке.
Есть желающие сказать, что в картинке с этими девчонками не так? Опытные водники, конечно же, сразу догадались, о чем я говорю. То, что сидят они слишком низко- это ладно. Это, ну, неправильно немного, но не это главное. Главное -вёсла! Есть такое понятие- канойное весло. И в зависимости от задачи этого весла, их есть несколько видов, хвост выдры, наконечник копья и тд... Но самое главное, что канойные весла с одной лопастью. В силу специфики каноэ, есть канойная техника гребли- даже если гребец один, он гребет с одной стороны, крайне редко окуная весло за дальний от себя борт. Получается, чтобы эффективно сделать гребок, весло нужно держать почти вертикально, почти не сгибая при этом рук. Верхняя рука держит весло за некую перекладину, напоминающую лопату- заступ. Нижняя рука примерно посередине весла, или ближе к лопасти, тоже почти прямая. Сейчас на картинке человек выполняет маневр, поэтому весло так наклонено. На ходу, когда весла два, они синхронно опускаются в воду вертикально, делая плавание почти беззвучным, без этих плюх плюх. В идеале и на каяке надо так грести. работа только плечевых суставов и незначительное сгибание при гребке в локтях. Техника работы с одного борта, позволяет выделывать с каноэ такие коленца, как гребля с наклоненным бортом ( как на картинке) балетные повороты на месте прямо на течении, без всякой резкости, которая присуща каяку. Но самое главное хорошее качество каноэ -это возможность, при некоторой сноровке, вылить из него воду и залезть на борт прямо с воды.
Современные каноэ - это высокотехнологичные лодки, с просчитанной геометрией и превосходными ходовыми характеристиками. Выполняются как из полимеров, так и с традиционных для лодкостроения фанеры, реек, или каркасов, обтянутых шкурой из авизента, полиэтилена, ПВХ. А вот в Северной Америке, то и дело появляется движение, успешно воссоздающее берестяные каркасные каноэ прошлой эпохи. В силу высокой посадки, либо коленной либо на специальной сидушке, каноэ является универсальной лодкой, довольно удобной для длительных путешествий. Именно поэтому я считаю надувные каноэ все таки больше байдарками. Они и более узкие, и работать там двухлопастным веслом удобнее.
Как и каяки, современные каноэ не сильно просты в ремонте, хотя в экстремальной ситуации всё возможно. Даже лодку починить)
Что выбрать человеку, который не хочет вилять "как маркитантская лодка" под ветром на ПВХшке, деревянном яле, или алюминиевом корыте, а смело идти против течения, или преодолевать стремнины горной речки, лавируя между огромных затопленных валунов- это решать вам. Но популярность этих судов, всех трех, и каяков, и каноэ, и байдарок, пока все еще не падает. Все они( рассматриваем, как гребные суда) великолепны на ходу, позволяют преодолевать водные преграды, заросшие водными растениями, да и просто несут множество положительных эмоций, новых встреч с единомышленниками, реализации каких -то детских грёз, таких, как тяга к неизведанному.
Самое главное при выборе судна и подготовке его к плаванию- не забыть о мерах безопасности.
Пишите в комментариях, понравилась ли вам статья, какое туристическое снаряжение заслуживает отдельной ТАКОЙ же статьи, да и вообще любые мысли. Спасибо, что были здесь, и читали этот текст)