Новогодние празднования в старину продолжались весь месяц Белояр — первый месяц года, идущий под зодиакальным знаком Овна.
Белояр продолжался с 21 марта по 20 апреля. В « Велесовой книге» сей месяц был так назван по имени княз-спасителя Буса Белояра, а также по имени солнечного бога Ярилы, Яра, Яровита. Греки его именовали Аресом, римляне — Марсом. В честь Марса римляне и назвали месяц мартом (маритиусом).
Есть и иные, земледельческие, имена сего месяца, находящиеся в старых рукописях и фольклорной традиции. Так кроме ведического имени Белояр в рукописях уже христианского времени упоминается и созвучное имя — ярец. А кроме того народные — сухый, протальник, капельник, зимобор, весновей, березозол. На Украине его именуют — березень, а в Белорусии — сакавик...
Итак, теперь начнём рассказ о древних русских весенних новогодних мистериях и празднованиях начала года.
1—3 Белояра (21—23 марта). Красная гора . Бусово Свято. Освобождение и Воскресение Буса Белояра . Также в эти дни празднуют Семидесятницу и Освобождение Дажьбога. А ещё этти дни — суть начало Нового года и Весеннее равноденствие.
В 368 году н.э., в полночь сего дня Освобождения и Воскресения Буса Белояра, на востоке проходили звезды aльфа -Девы (Спика) и тета-Рыб.
Накануне, в четверг, в последний, 31-й день предыдущего месяца лютеня, день Чернобога, 2156 года Трояновых веков, в последний день прошлого Коло Сварога (20 марта 368 года) был распят на кресте Бус Белояр.
Вместе с Бусом были распяты 70 антских князей, в том числе братья Буса и его дети. Казнь свершили готы и галичане, предводительствуемые Амалом Вендом.
В полночь на пятницу 1 белояра 1 года от Трояновых веков, в первый день новой эры, Нового Большого Коло Сварога (21 мар та 368 года) Бус Белояр, Утешитель, обрёл Освобожденье.
И было полнолуние, и потом полное лунное затмение, которое продолжалось с полночи до третьего часа. И было землетрясение, прокатившееся по всему побережью Чёрного моря.
Утром в пятницу тела Буса и 70 князей оставались на крестах, на вершинах Карпатских гор в долине Маренж близ Дуная. Затем тело Буса и тела 70 князей были сняты с крестов женою Буса Белояра царицей Эвелисией Ярославной и отвезены в Пятигорье.
Через сорок дней Бус восшёл на Алатырь-гору (Эльбрус) в славе и силе.
О сём историческом событии славяне поминали в храмах Буса и на Красных и на Бусовых горах. Таковые храмы стояли в Москве на Красном холме близ Таганки, на Бусиновой горке и реке Будайке. Стоял храм Буса и на Бусовой горе в Киеве. Таких гор немало и по всей Руси.
В эти дни поминали и имена братьев и сыновей Буса, семидесяти князей антов, распятых вместе с ним. В храмах пелись тризны Бояна, сына Буса, и Златогора, брата Буса, из «Белой Книги».
Читались провещания Буса, дощечки о жизни и распятии Буса из «Книги Велеса»:
«... И Бога Буса и семьдесят иных князей распяли на крестах. И смута великая была на Руси от Амала Венда. И тогда Словен собрал Русь и повёл её. И в тот раз готы были разбиты. И мы не позволили Жале никуда течь. И всё наладилось. И радовался Дед наш Дажьбог, и привечал воинов — многих наших отцов, которые одерживали победы. И не было бед и забот многих, и так земля готская стала нашей. И так до конца пребудет» («Велесова книга», Бус I, 6).
Вышня-Дажьбога в сей день прославляли и в связи с наступлением весны. Самого Буса почитали как Нисхождение Вышня-Дажьбога в эпоху Белояра. Бус повторил на Земле жизнь Вышня-Дажьбога, о коей рассказывалось в «Книге Коляды».
Это светлый праздник. Кончилась власть Зимы, насланной на Землю Мареной-Смертью и Чернобогом. В этот день бог Дажьбог-Ярило, или Белояр, прогоняет Зиму и вздевает её на вилы.
Остались позади дни Марены-Кикиморы, когда Дажьбог был распинаем Смертью на Кавказских горах. Прошла неделя Марены, именуемая Масленицей. А если это високосный год, то прошёл и день Кащея-Чернобога, который раз в четыре года отнимает у Весны целые сутки (30-й день месяца лютеня). И вот Жива, прекрасная зеленоглазая богиня, вырвала клещами Сварога гвозди из рук и ног Дажьбога, из скалы, к которой он был прибит Марой.
Об этом в первый день белояра пели волхвы в ведических русских храмах или на вершинах гор. И каждая гора, на коей разыгрывалась мистерия встречи Живы, именовалась Красной, в честь той горы, на которой Дажьбог встретил Живу, и в честь гор Ирия, куда она отнесла его. Играли гусли, и над Русской Землей разливалась песнь...
И тогда Свароговна Лебедью
полетела в кузню небесную.
Доставала клещи железные,
отдирала клещами железными
от скалы Дажьбога могучего...
«Книга Коляды», Веда Лады
Живе, Дажьбогу, Сварогу в этот день, согласно «Книге Велеса», приносили полевые жертвы — просо, молоко, жир. Потомки антов и русов полностью отвергали кровавые жертвоприношения: «Боги русов не берут ни жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, молоко, питную сурью, на травах забродившую, и мёд, и никогда живую птицу, рыб» (Троян, Пров: 3). Запрет на употребление мяса, рыбы русы унаследовали от жителей Беловодья — белогоров, а те от древних ариев, пришедших с Севера.
Однако славяне, жившие в Родопских горах, приносили в жертву животных и птиц вплоть до конца XIX века. Это было связано у них с обычаем мясоедения. Восточные славяне также употребляли мясо (особенно воины). В обычае было проливать кровь на землю и шептать молитвы, дабы отогнать злых духов.
Русичи на Красную гору славили богов, которых почитали своими отцами и дедами. Чтили родовые угорья. В эти дни на Красные Угорья слетали птицами души пращуров. На вершинах гор кормили сорок, рассыпали им зёрна и хлеб. В ясную погоду на угорьях ставили столы, приносили горячие пироги и блины, пировали вместе с богами и предками.
Волхвы по внушению пращуров, которые птицами прилетали из Ирия, вещали народу: говорили о прошлом, о будущем, об Ирии. Подобные провещания и составляют «Велесову книгу».
Люди омывались снегом, хотели быть достойными богов чистотой тел и душ и верили, что души — бессмертны, что они не умирают в час смерти тел. В «Книге Велеса» говорится о том, как люди после смерти получают новые тела.
Умерший выпивает живую воду и отправляется к Сварге-Ирию. Если он — воин, то его встречает Перун, а если он из иного сословия, то — Велес. И бог ведёт его в свои чертоги, где умершему дают новое тело. И отныне он будет жить с богом, радуясь и творя молитвы и прославления.
Следы Бусовой традиции в православии
В эти дни, 20–22 марта п.г. в христианских церквах порицают обращение народа к «вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям» (Ис. VIII: 19). И призывают обращаться к Закону и Откровению, то есть к Библии.
Призыв не обращаться к вызывателям умерших и к чародеям, то есть не соблюдать обряды Красной горы, направлен на то, чтобы подобные победы не повторялись.
22 марта православная церковь также поминает 40 христианских воинов-мучеников, убитых в 320 году в Армении, близ города Севастия. Очевидно, поминовение сих мучеников сопоставлялось с обычаем поминовения семидесяти распятых в 368 году антских князей и самого Буса Белояра. Кстати, и те мученики были арианами и приняли мучения скорее всего именно за Буса Белояра.
В народе же превратили сих сорок мучеников в птиц сорок , которых и почитали в сей день на горах. Существует множество этнографических записей народных обрядов, которые соблюдали на сём празднике. В этот день пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков и затем бросали их по одному каждый последующий день за окно для Мороза, чтобы он поел их и ушёл через сорок дней. (Вспомним, что именно через сорок дней после 1 белояра восходит на Алатырь-гору и покидает Русь Бус Белояр.)
Русские верили что в сей день из тёплых стран на Русь прилетают сорок разных птиц, и первая — жаворонок. Пекли из муки жаворонков и насаживали их на пригорках на шесты. Подобные обычаи были записаны по всей Руси ещё в начале XX века.
* * *
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке) . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.