В Стране Советов был определённый интерес к французской музыке и даже были некоторые её поощрения со стороны властей. Вспомните свидетельства гастролей Ива Монтана, Шарля Азнавура, Джо Дассена, оркестра Поля Мориа. Это же касается показов их выступлений по Центральному телевидению (хоть и немногочисленных).
Но вот между ними затесался не менее талантливый сын эмигрантов из Феодосии, которого отчего-то не признали на одной шестой Земли.
Некоторые факты из его жизни и творчества
Люсьен Гинзбург (таково настоящее имя и фамилия Сержа) длительное время был художником. Его картины не приносили должного дохода, и поэтому он как можно дальше отбросил кисти и даже уничтожил большинство работ. Он подрабатывал пианистом и гитаристом в ресторанах.
Будучи еврейским мальчиком, в оккупированном Париже ему также немало досталось. Стыдился он своей нации или нет, но в начале песенной карьеры он слегка изменил свою фамилию для французского благозвучия, а Сержем назвался в честь Сергея Рахманинова. Серж Генсбур вообще любил больше русскую музыку и романсы, нежели еврейские народные песни.
Свой первый альбом он выпустил в конце 1950-х, когда ему было уже лет под 30. Карьера автора-исполнителя пошла довольно благополучно.
Чуть позже он начал писать песни для многих певиц. В 1965 году на конкурсе Евровидение победила певица Франс Галль, которая исполнила песню Генсбура «Poupée de cire, poupée de son». Потом он будет сотрудничать с такими певицами как Франсуаза Арди, Далида, Катрин Денёв, Ванесса Паради и другие.
Немало было известно о многочисленных романах Генсбура. Во второй половине 1960-х он сошёлся с Бриджит Бардо, с которой также записал совместный альбом. Он же написал для дуэта композицию «Je t’aime… moi non plus». Однако выпуск записи запретил тогдашний муж Бардо, пожилой влиятельный магнат.
Генсбур начинает встречаться с английской актрисой Джейн Биркин, и уже вместе с ней он перезаписывает «Je t’aime… moi non plus». Песня станет популярной, достигнет вершины британского хит-парада, но на радио она редко будет звучать из-за оргазмирующих стонов Биркин в самой записи.
Серж и Джейн вместе проживут почти 10 лет. Они будут посещать клубы Парижа и Лондона, а сам Серж станет ещё более развязным. В совместном союзе появится дочка Шарлотта, впоследствии известная актриса.
В 1979 году Генсбур обратится к музыке рэгги и переделает «Марсельезу» в этом стиле, что вызовет негодование у консервативной части Франции. Через несколько лет он будет экспериментировать с фанком и даже рэпом. Несмотря на довольно солидный возраст, он станет кумиром молодёжи.
Из-за беспробудного пьянства и курения сигарет без фильтра он будет переживать инфаркты (первый из них случится в начале 1970-х). 2 марта 1991 году прямо за рабочим столом его настигнет пятый инфаркт, который он не переживёт.
Каковы были препятствия для признания таланта Генсбура в СССР?
Первое — национальность. Вопрос пятого пункта остро стоял в Советском Союзе. Достаточно вспомнить, что некоторые наши исполнители «нетитульной» нации в какой-то момент перестали котироваться на Центральном телевидении.
Второе — скандалы. Те, кто интересовался Францией (в том числе чиновники и дипломаты), не могли не знать о том, что вытворяет Серж Генсбур. Романы, светская жизнь, выходки на публике и на телевидении... Например, из 1980-х выделяются два эпизода:
- Он сжёг купюру в 500 франков и потушил её остаток в знак протеста против предполагаемого ввода налога на роскошь;
- В адрес американской певицы Уитни Хьюстон Генсбур сказал на двух языках: «Я бы с тобой переспал».
Третье — провокационные тексты песен. Нередко Генсбур использовал сексуальный подтекст. Про песню «Je t’aime… moi non plus» уже шла речь, но до этого он написал для несовершеннолетней Франс Галль песню «Les Sucettes», где героиня выражает любовь к леденцам. Как только до Галль дошёл истинный смысл, она была страшно шокирована, и от образа извращенки она долго отмывалась.
Четвёртое — вкусы аудитории. Старшее поколение наших слушателей предпочитает изысканную простоту, какова была у Джо Дассена. Молодому поколению также были близки две вещи: чёткий драйв и синтетические повторы. Первое было у британских хард-рок-команд, а второе — у исполнителей из ФРГ и Италии. Серж Генсбур был как Дэвид Боуи: он любил разные навороченные аранжировки, а тексты его песен не имели границ (это не про одну же любовь писать и петь).
Влияние
Как бы то ни было, а творчество Генсбура особо почитаемо. В своё время президент Франции Франсуа Миттеран сказал, что он возвёл песню в ранг искусства, и сравнил его с Бодлером.
На Западе Сержа Генсбура любят больше, чем в России. В 2003 году вышел трибьют-альбом, где песни Маэстро перепели такие группы и исполнители как Franz Ferdinand, Placebo, Марк Алмонд, Tricky, The Kills и другие.
В 2010 году выйдет биографический художественный фильм «Генсбур: любовь хулигана», где немалой составляющей является кукла главного героя, которая наставляет того «на путь истинный». В русском дубляже главного героя озвучил Сергей Шнуров.