Предлагаем вашем вниманию продолжение интервью с Руди Долезалом, создателем многих клипов Queen , которое австрийский режиссер дал Стефани Джардини в 2020 году. Первую и вторую часть статьи можно найти по ссылкам. Приятного прочтения.
Фредди Меркьюри изучал графику и дизайн, занимался живописью. Он уделял особое внимание своим сценическим нарядам, образу группы в целом. Как его художественный дар повлиял на Вашу работу?
Руди Долезал: «Я всегда говорил, что Фредди Меркьюри был прирожденным художником. Он был не только одним из величайших певцов в мире, не только первым фронтменом, который завоевал стадионы - задолго до Rolling Stones, которые прекрасно справляются с этим сегодня. Фредди был великим музыкантом (пианистом, композитором) и прекрасным художником: он интересовался искусством, которое переносил в свою повседневную жизнь. Он хотел жить как художник, то есть в стиле типичной богемы (в этом есть что-то от французов). Фредди интересовался всем, что связано с творчеством, например, модой, уникальной мебелью, а также скульптурой и живописью. Он тянулся к поэзии, театру и опере… можно сказать, что искусство было его образом жизни. Фредди был очень умным человеком, поэтому во время нашей работы схватывал все удивительно быстро.
Кроме того… если бы он не выбрал музыку, то мог бы стать успешным кинорежиссером. Он был первым музыкантом /певцом / фронтменом с визуальным мышлением, и с этим я впервые столкнулся в свой работе (хотя к тому времени я уже сотрудничал с The Rolling Stones, Тиной Тернер и Фалько). Данный эпизод я описываю в своей книге в главе «пинг-понг». Это пинг-понг между его идеями и моими, потому что он мог смотреть через камеру и обсуждать со мной раскадровку, предлагать какие-то изменения. В таких случаях музыканты думают: «Хорошо, Руди, что ты хочешь, чтобы я сделал?» Обычно артисты не заботятся об этом, так как мало понимают в подобных процессах, предпочитая не вникать в работу специалистов. Но Фредди Меркьюри активно участвовал в этом, живо интересовался всем, что каким-либо образом связано с визуальным воплощением творчества. У нас было полное взаимопонимание, поэтому он, наверное, и выбрал меня в качестве режиссера клипов Queen и своих сольных проектов. Ему не нужно было ничего говорить – он просто смотрел на меня, и я уже знал, что должен сделать. Я очень скучаю по этой работе, так как никогда больше мне было так сложно и легко одновременно. Мне всегда очень грустно, когда я вспоминаю Фредди. Здесь было не только взаимопонимание, но и помощь друг другу, что в итоге приводило к самым невероятным результатам…
С Фрэнком Заппой все было по-другому, с ним я был ребенком. С Фредди я уже был режиссером. Фрэнк был великим мастером, у которого я учился. У меня были хорошие идеи и все такое, но не было настоящего опыта. Мои глаза художника только открывались, поэтому я старался не мешать настоящему профессионалу. С Фредди и Queen началась целая эпоха, о которой я вспоминаю с гордостью. Некоторые люди говорят, что я - легенда, но мне кажется, что легенда – это Фредди Меркьюри, а я всего лишь режиссер. Конечно, я стараюсь делать хорошие фильмы и видео, но это явно не то, что можно считать легендарным. Я не хочу, чтобы меня называли легендой, так как на всю жизнь запомнил слова Мика Джаггера: «Руди, если ты начинаешь верить собственному пресс-релизу, то начинаешь скатываться вниз».
Я читаю прессу каждую неделю, потому что хочу быть в курсе всех современных событий. Около 10 лет, когда я один воспитывал своих детей, я почти не интересовался этим. Мои сыновья раньше не понимали, в чем же заключается моя гениальная работа, поэтому нередко говорили: «Папа, мы устраиваем вечеринку. Можешь не приходить? Ты такой занудный с нашими друзьями». Но теперь даже Бенни, который невероятно быстро растет, осознает, чем я занимался долгое время. Сейчас они начинают интересоваться музыкантами, с которыми я когда-то работал. Внезапно я стал для них очень крутым парнем. Также было забавно наблюдать, как Руби нашел мою огромную коллекцию компакт-дисков, которая столько лет пылилась на полке. Кажется, в мое собрание входят около 15 000 компакт-дисков и 30 000 виниловых альбомов. Думаю, что немногие отцы могут похвастаться этим! Ребята были в восторге.
- Что? У тебя есть эти диски?
- Да. И со всеми этими артистами я когда-то работал.
- Что???
- Да-да (смеется).
Видимо, ребятам нужно было достичь определенный возрастной рубеж, чтобы с пониманием отнестись к моей профессии. Однажды один из сыновей пришел из школы и сказал: «Папа, это правда, что ты работал с Майклом Джексоном?» «Да, это правда», - ответил я. Но его брат настаивал: «В это трудно поверить. Чем ты можешь это доказать?»
«Зайдите в Интернет, вбейте мое имя и узнаете, что все это сделал Руди Долезал, ваш папа», - был мой ответ. Я не навязывал им свое творчество, любимую музыку, так как хотел, чтобы они сами выбрали что-то стоящее, возможно, связанное с моей работой. Теперь сыновья сами подталкивают меня на новые проекты, и это здорово».
Для Queen Вы сняли более 30 клипов и видео. Как Вы оцениваете этот опыт?
Руди Долезал: «Это был самый интенсивный период в моей карьере, так как я прекрасно понимал, что имею дело с международной группой. Фалько был моим лучшим другом, с которым я познакомился в 17 лет, когда он еще не придумал себе псевдоним (его настоящее имя Йоханн Хельцель). Он был на год старше меня, но уже играл в небольшой группе. И в этом кроится его главное отличие от Queen , которые были суперзвездами (когда я стал с ними работать). Это был своего рода вызов моему опыту и достижениям. Конечно, я люблю Фалько, но Queen – совершенно другой уровень. Это можно сравнить с тем, что вы играете в австрийской или немецкой футбольной Лиге 1, а потом внезапно выигрываете Лигу чемпионов! Поэтому я многому научился у них, и до сих пор дружу с Брайаном и Роджером. С Брайаном я особенно стараюсь поддерживать контакт после его недавней болезни. Но, конечно, Фредди имел наибольшее влияние. Он был одним из трех моих главных наставников, которые очень помогли мне в жизни. Первым моим учителем стал Фрэнк Заппа, вторым – мистер Кит Ричардс, а потом я познакомился с Фредди.
Но не поймите меня неправильно – Брайан и Роджер также оказали на меня сильнейшее влияние! Однако Фредди обладал всеми качествами режиссера, поэтому он был невероятно требовательным и ответственным. Брайан - хороший парень, у которого были отличные идеи и по-настоящему творческое воображение. С ним мы создали замечательные вещи. Например, я сопровождал Брайана в его сольном туре по Южной Америке. Я сотрудничал и с Роджером, для которого снял несколько удачных видео (особенно запомнилась работа над клипом «Happiness»).
Тогда мы уже были хорошими друзьями... но с Фредди все было по-другому. Он был настоящим профессионалом во всем, к чему прилагал руку. Я впитал некоторые из его творческих правил, которыми руководствуюсь и сегодня. Одно из гласит, что никогда нельзя довольствоваться вторым местом, поэтому необходимо мечтать только о невозможном».
Как Вы относитесь к задумке французского хореографа Мориса Бежара, который использовал музыку Queen в своей постановке? Вы были удивлены результатом?
(Морис Бежар-французский танцор и хореограф, умер в 2007 году. В декабре 1996 года он создал для своей трупы Béjart Ballet Lausanne постановку «Балет во имя жизни» (анг. «Ballet for Life» ), которую посвятил танцовщику Хорхе Донну и Фредди Меркьюри.
Премьера спектакля состоялась 17 января 1997 года в Париже, в Национальном театре Шайо. Тогда на сцене выступили музыканты Queen и певец Элтон Джон. К сожалению, это выступление стало последним для бас-гитариста Джона Дикона, который принял решение больше не выступать с группой. – Прим. пер.)
Руди Долезал: «Я думаю, что эта работа была необыкновенной и очень-очень качественной (с точки зрения режиссера). Таким я и представляю настоящее искусство,
которое привлекает людей. Морис Бежар – великий художник. Однажды, кажется, я использовал один фрагмент из «Ballet for Life» в своем видео. Этот был момент, когда Элтон Джон пел с Queen песню «The Show Must Go On». На самом деле она должна была войти в «Greatest Flix III», но потом от этой идеи отказались.
Думаю, я имею право рассказать, что в свое время работал с такими французскими звездами, как Геш Патти, Indochine и Ванесса Паради. Позже на своем канале YouTube [ The Rudi Dolezal ' s DoRo TV ] я обязательно расскажу об этом, а пока мне нужно закончить книгу о Фредди Меркьюри. К сожалению, мой французский не очень хорош, хотя я и планирую прочитать на этом языке одну или две главы, когда в следующем году буду представлять книгу в Париже. Меня всегда интересовало общение с людьми, поэтому я возлагаю большие надежды на презентацию».
Продолжение следует…