Найти тему
Максим Мельников

Значение церковных таинств, обрядов.

С точки зрения Православия, скорби, болезни даны человеку для того, чтобы человек задумался над образом своей жизни и пересмотрел свое отношение к иерархии жизненных ценностей. Если человек скорбит и болеет в этой жизни, значит, живёт неправильно, отдаляется от Бога, Который является Источником радости и благости и задача человека вернуться к Отцу своему Небесному. И здесь важно благодатная помощь Церкви, в виде её таинств – Крещения, Покаяния, Евхаристии, Елеосвящения (соборование), также молитв, поста, духовно-нравственного совершенствования через неделания греха, изменения своего образа жизни, делание добрых дел.

Не в противовес традиционным медицинским средствам, Церковь предлагает человеку духовные средства врачевания.

Первым делом «… чтобы исцелиться, надо прежде всего почувствовать свою болезнь и познать нужду во враче, т. е. признать свою греховность. Без признания ее человек болен безнадежно и находится в горделивом самообольщении. Христос — врач наших немощей. Но Он ждет обращения к Нему, ждет признания от нас в своих грехах и тогда Он снимает их с нас и дает силу бороться с грехом».

Господь ждёт от нас обращения к Себе в покаянии, но

«Покаемся не одними устами кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесём… с наружным благочестием, и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую».

Внешнее проявление покаяния – это исповедание своего проступка. И далее здесь необходимо сказать о таинстве исповеди.

«Ценность исповеди засвидетельствована и многими современными психиатрами. Очень важно, что человек открывается, не затворяется в себе. На языке Церкви мы говорим, что если человек умеет открыться для Бога при посредстве духовника, то может избежать многих душевных болезней и даже помешательства. Мы ощущаем значение исповеди на деле. Ведь существование греха угнетает нас и телесно, так что мы испытываем и телесный недуг. Когда мы принимаем решение исповедоваться, начинается первый этап лечения… однако исповедь, конечно, должна быть правильной».

Таинство Исповеди – это духовная «хирургическая операция», на которую человек с трудом соглашается, но всё-таки даёт согласие с верою в то, что это ему поможет.

Важно подчеркнуть, что покаяние – не средство самолечения, а духовный процесс, данный людям для спасения и восстановления целостности человеческого естества (тела и души), раздробленного грехом. Так как многие телесные и психические недуги являются следствием греховного образа жизни, то таинство исповеди, исцеляя душу, способствует исцелению и тела.

С таинством Исповеди неразрывно связано таинство Евхаристии (Причащение). Великий чудотворец и целитель земли Русской св. праведный Иоанн Кронштадский придавал особое значение в оздоровлении души и тела Святому таинству Евхаристии. Он сам лично каждый день служил Литургию и приобщался Святых Христовых Таин. В своё время преп. Серафим Саровский заповедовал дивеевским сестрам, а в их лице и всем православным христианам:

«Приобщаться Святых Христовых Животворящих Тайн заповедую… во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни: чем чаще, тем и лучше… потому что благодать, даруемая нам приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступить к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться…благодатью Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется!».

Эту заповедь можно рассматривать как частную, так и общую. И всё же порядок подготовки и частоту причащения Святых Христовых Таин следует уточнять у духовника, и по его благословению, стараться выдерживать те правила и сроки которые он установит. Христианин, приступая к Пречистым и Животворящим Тайнам Христовым должен действительно надлежащим образом приготовиться к принятию Их, при предшествующей самоподготовке и покаянии в грехах. И если последнего не было, то человек обрекается на немощь, болезни и даже смерть.

Апостол Павел пишет: «…кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11;27-30).

Спасибо, что прочитали мою статью!