Около полугода назад я писала на своем канале о мире стеклянных шедевров Daum. В частности, о том, с кем из выдающихся художников и дизайнеров довелось сотрудничать знаменитой французской фирме на всем протяжении ее 140-летней истории. Одним из самых примечательных в их числе оказалась Ло Ли Жун (Luo Li Rong) – современный китайский скульптор.
Почему? По ряду причин. Во-первых, она была единственной, кто оказался далек от абстрактных форм и сложных сюжетов. А во-вторых, ее произведения отличались каким-то, едва уловимым ощущением жизни: они не просто воспроизводили сцены или сюжеты, они по-настоящему казались живыми… И магия знаменитого стекла Даум здесь была не причем…
Китаянка Ло Ли Жун буквально ворвалась в мир западного искусства в начале 2000-х годов, а уже к 2014 году стала одним из самых востребованных и любимых скульпторов современности. И, после череды успешных выставок даже основала в Брюсселе собственную школу.
В чем же заключается феномен ее популярности? Она просто предложила западной цивилизации нечто совершенно особенное: магию чувств и неуловимых мгновений.
Все ее произведения в общем-то вполне однообразны и не отличаются яркими красками и сложными формами. Это просто череда женских образов, простых, обычных, лишенных какой-то совершенной, исключительной красоты, но при этом таких живых, изящных, чувственных, завораживающих…
Каждая скульптура – это женская фигурка, застывшая в движении, в единственном, почти неуловимом мгновении, которое скульптор смог поймать и запечатлеть каким-то невероятным образом. И при этом, со скрупулёзной точностью передать все мельчайшие детали, все складочки на ткани и все изгибы суставов человеческого тела. Все четко, точно и максимально естественно – как будь то это фотография, запечатленная в бронзе…
Средоточием любой скульптуры является какое-то одно чувство или эмоция, навсегда застывшее в образе изящной женской фигурки. Правда, в большинстве своем чувства эти всегда спокойны и даже безмятежны. Их естественные линии нарушаются разве что легким дуновением ветра, под действием которого неизвестно как оживают волосы и одежда бронзовых красавиц…
Лишь несколько из них застыли в прыжке или эмоциональном порыве, словно пытаясь максимально ярко прожить отпущенное им краткое мгновение счастья, чье неуловимое прикосновение отразилось в их тихой улыбке, легкой, мягкой и такой естественной…
Однако, даже порывистость их движений, даже их изогнутые натянутой струной хрупкие силуэты все равно создают ощущение покоя и легкой безмятежности, какой-то непонятной душевной грации и чистоты…
И вот здесь на самом краешке сознания возникает интересный вопрос: почему Ло Ли Жун выбрала для своих скульптур образы женщин европейской расы, а не азиатской? Чем ее так покорила и впечатлила красота этих женщин? Возможно ли, что это – часть художественного замысла и в ней есть какой-то тайный смысл или особая символика?
Ведь, как известно, любое, даже самое примитивное искусство – это всегда попытка человека как-то осмыслить окружающий мир, его красоту, изменчивость и свое место в нем, свои чувства и переживания.
Возможно, я ошибаюсь, но, как мне кажется, образы именно западных женщин в творчестве Ло Ли Жун служат сразу нескольким целям. Во-первых, они очень выразительны: представительницы западной цивилизации куда свободнее в своих желаниях, чувствах и эмоциях, равно как и в средствах их выражения, а потому – наблюдать за ними проще и воплощать их несколько легче. Да и формы их фигуры куда более пышные и подвижные – такие изображать интереснее…
Однако, это лишь на первый взгляд. Гораздо важнее - это во-вторых: символика и значение подобных образов. Дело в том, что важным, что называется «цепляющим» фактором, является контраст этих самых образов с теми чувствами и мгновениями, которые они изображают.
Этот контраст не сразу бросается в глаза, да и объяснить его сложно, но через некоторое время, особенно если вам довелось увидеть сразу несколько произведений Ло Ли Жун, он как-то исподволь возникает в вашем уме.
Суть его проста: посмотрите на названия скульптур: «Безмятежность», «Спкойствие», «Умиротворение», «Нирвана»… - давно ли вы видели представительниц западноевропейской цивилизации, погруженных в подобные созерцательные состояния? Вряд ли, чаще всего западные женщины – это чрезвычайно активные создания, хаотично мечущиеся в бесконечном круговороте жизни под названием «дом-работа» с различными вариациями и дополнениями.
Мы все находимся в постоянном поиске: собственной значимости, карьерных достижений и самореализации, спутника жизни и семейных ценностей, и далее по нисходящей: работы, акций, скидок и т.д. и т.п. Мы бежим, торопимся жить, часто в поисках новых ощущений и эмоций, не замечая этой самой жизни…
Конечно, я возможно утрирую: сейчас все больше и больше становится поклонников идеи жизни в настоящем мгновении с возможностью осознания его ценности и значимости. Все больше и больше людей увлекаются идеями медитаций, релаксации и прочее и прочее. Однако, в общем и целом, - это пока еще исключения, а не общая тенденция…
Представительницам же азиатской культуры доказывать состоятельность и важность каждого мгновения жизни не нужно – они, как правило, итак это знают. Они понимают в чем значимость и ценность их жизни и где их место в ней, не мучаются угрызениями совести на тему несбывшихся амбиций и неспособности везти одновременно на себе весь груз жизненных забот, начиная с рабочих цейтнотов, и заканчивая семейными дрязгами…
Опять-таки, и здесь есть исключения – «ценности» западного мира все-таки смогли пробить себе дорогу в азиатской культуре. Но нельзя отрицать, что восточные женщины куда более спокойнее западных, во всяком случае внешне – бесполезные и бестолковые метания им практически несвойственны…
И вот ту-то и понимаешь основную ценность и загадку произведений Ло Ли Жун – это красота краткого мгновения безмятежного, абсолютного покоя, которое буквально пронизывает созданные ею тонкие, невероятно изящные женские фигурки. При этом, этот покой кажется таким непривычным для женских лиц и образов, таким волшебным и желанным, что невольно хочется задать им вопрос: «Как? Ну как у вас это получается? Как смогли вы достичь такого душевного равновесия, такой гармонии?»…
Странно, но кроме всепоглощающего чувства покоя и легкости, свободы и чистоты у этих, в сущности, простых фигурок абсолютно нет никаких иных украшений… они в них просто не нуждаются… Все что у них есть: природная красота мягких и волнующих изгибов женского тела, так виртуозно переданная скульптором во всех мельчайших, бесконечно живых деталях.
И в этом тоже есть своя особая логика: женщине в общем-то ненужно ничего лишнего для того, чтобы стать красивой – для этого ей природой дано все в избытке… Вот только за тяготами и волнениями нашей бурной, напряженной жизни, вечно несущейся подобно высокоскоростному экспрессу в неумолимое завтра, эта естественная, природная красота часто меркнет и тускнеет… Вспомнить о ней позволяют лишь простые и краткие мгновения, мгновения душевного покоя, равновесия и абсолютной свободы…
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺