Доброго времени суток, дорогой читатель, в этой статье я расскажу о самом распространенном оружии средневековой Руси в ранние столетия ее существования.
Если у тебя нет времени, или просто лень читать статью, можешь посмотреть мой ролик на эту тему, заранее спасибо за просмотр.
Если тебе понравилось видео, обязательно подпишись на мой ютуб канал - там еще много интересного про историю славян и Древней Руси, и оставь свой комментарий под видео - все читаю и это очень меня мотивирует.
История почти каждого народа в большей или меньшей степени написана кровью, ведь если издалека посмотреть на историю любой страны или области, то первое что мы увидим – это войны. В связи с этим человечество изобрело бесчисленное количество манер ведения боя, уникальных видов оружия, тактик, построений и прочих составляющих ратного дела. И Древняя Русь в этом плане не была исключением.
Несмотря на то, что о военном искусстве ранней Руси, строго говоря, мало что известно, сведенья об отдельных интересных особенностях до нас дошли. Так, например, нам известно, сколь важную роль на Руси имело метательное копье или дротик, известный как сулица, имевший длину наконечника до 20 сантиметров, а древка до полутора метров. Кстати, этимологически название оружия связанно со словом «сунуть» или «совать», что в прошлом означало «метнуть». Так в Лаврентьевской летописи описывается событие из жизни малолетнего Святослава Игоревича: «Ольга с сыном своим Святославом собра вои много и храбры, и иде на Дерьвьску землю. И изидоша Древляне противу; и снемшимеся обеима полокома на скупь. Суну копьем Святослав на Деревляны и копие лете сквозе оуши коневе и удари в ноги коневи, бе бо детск». Постараюсь перевести на более понятный современный русский язык. «Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю, и вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило ему в ногу, ибо был Святослав еще ребенок».
Этот небольшой отрывок сообщает нам больше, чем кажется на первый взгляд. В первую очередь из него делается вывод о том, что метание во врага копья было не просто важной частью боя у древнерусских воинов, но и являлось условным сигналом к началу битвы и могло иметь даже ритуально значение. В озвученной части летописи описывается, как совсем еще юный князь безрезультатно метает сулицу, и можно предположить, что тем самым летописец подчеркивает его слабость и негодность к ратному делу. На самом деле смысл описания данного события состоит в другом – Святослав, будучи еще совсем ребенком (на тот момент ему было где-то между четырьмя и шестью годами от роду, поскольку точный год рождения неизвестен), в регентство свой матери уже исполнял прямые княжеские обязанности – вел войско в бой, хотя речь здесь, конечно, идет исключительно о формальностях.
Однако особым, если так можно выразиться, почтением, пользовались не только дротики, но и все метательное оружие, что несколько ломает устоявшийся стереотип о многочасовых рукопашных схватках времен средневековья. Стереотип этот появился благодаря, неправильному переводу слова «бить» или «бити», что ошибочно представляют как рубить. На деле же, рубить по древнерусскому будет «сечь», а «бить» означало вести боевые действия, причем в самом общем смысле слова. На практике любая рукопашная схватка не могла длиться несколько часов и уж тем более от рассвета до заката. Даже современные реконструкторы, да и вообще любые люди, занимающиеся боевыми искусствами, однозначно подтвердят, что это попросту невозможно ввиду ограниченных ресурсов человеческого тела, что уж говорить о более слабых и страдающих от болезней, а иногда и недоедания жителях средневековья (естественно в кино все иначе). Поскольку рукопашная схватка занимала по времени лишь малую часть битвы – ее кульминацию, основная часть сражения велась метательным оружием, куда менее летальным, но позволяющим вести бой длительное время. Соответственно основным оружием Древнерусского воина были не меч, булава или топор (которые разумеется тоже использовались), а лук со стрелами и вышеописанная сулица.
Кстати по конструкции сулицы различались на охотничьи и боевые. Связанно это было с тем, что дротик, в отличие от стрелы или арбалетного болта не требует специального приспособления для метания, и как следствие в ходе перестрелки может быть брошен в своего изначального отправителя. С этой целью дротики делали условно одноразовыми – то есть при попадании во что-то твердое, например щит, а иногда и просто втыкаясь в землю, наконечник черешковой сулицы расщеплял ее древко, делая ее непригодной для броска. Охотничье же метательное копье обладало втульчатым наконечником, что позволяло в ходе охоты использовать его несколько раз. По понятным причинам бояться ответного броска не приходилось.