Найти в Дзене
Сад Эпикура

11. Так говорил Эпикур. Об отстранённости

За сорок лет, что Эпикур учил своей философии в Саду, он, наверное, только два или три раза покинул Афины, чтобы съездить навестить друзей своей молодости в Ионию. Слава Эпикура и его школы росла. Со всех сторон греческого мира собирались в Сад жаждущие знаний, и, послушав Эпикура, становились его верными приверженцами. По-видимому, ему был присущ особый дар говорить просто, доступно и убедительно. Как пишут античные авторы, "его ученики было прикованы к нему словно песнями сирен", и за всё время нашлось всего только два человека, которые покинули Эпикура. Одним из них был некий Метродор Стратоникейский, который как будто бы "тяготился безмерной добротой своего учителя", а второй - Тимократ, который в последствии в своих сочинениях "О юности Эпикура", и "Увеселения" весьма неприязненно отзывался о покинутой им школе. Все это нисколько не трогало Эпикура. Он относился к мнению злобствующих соперников с тем же спокойным презрением, что и к сплетням обывателей. Как говорил сам Эпикур: "Я

За сорок лет, что Эпикур учил своей философии в Саду, он, наверное, только два или три раза покинул Афины, чтобы съездить навестить друзей своей молодости в Ионию. Слава Эпикура и его школы росла. Со всех сторон греческого мира собирались в Сад жаждущие знаний, и, послушав Эпикура, становились его верными приверженцами. По-видимому, ему был присущ особый дар говорить просто, доступно и убедительно. Как пишут античные авторы, "его ученики было прикованы к нему словно песнями сирен", и за всё время нашлось всего только два человека, которые покинули Эпикура. Одним из них был некий Метродор Стратоникейский, который как будто бы "тяготился безмерной добротой своего учителя", а второй - Тимократ, который в последствии в своих сочинениях "О юности Эпикура", и "Увеселения" весьма неприязненно отзывался о покинутой им школе.

Все это нисколько не трогало Эпикура. Он относился к мнению злобствующих соперников с тем же спокойным презрением, что и к сплетням обывателей. Как говорил сам Эпикур: "Я никогда не стремился нравится толпе: что им нравилось, тому я не научился; а что знал я, то было далеко от их чувства". Вообще, Эпикур призывал своих учеников отстраниться от обычной людской жизни, высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности. Он говорил, кто лучше всего справляется со своей боязнью перед внешними обстоятельствами, тот делает то, что может, дружественным себе, а что не может, делает по крайней мере не враждебным; а со всем тем, с чем он не может даже и этого сделать, он прекращает общение и удаляет из своей жизни всё, в отношении чего это полезно сделать. Это "прекращение общения", по мере возможности полное отстранение от всего неприемлемого, враждебного, раздражающегося, что совершенно невозможно ни исправить, ни пресечь, становится постепенно основным из условий, которые Эпикур считал необходимым для достижения полного душевного покоя.

Эпикур
Эпикур

Эпикур давал советы своим ученикам, как держать себя с теми или иными людьми, чтобы не нажить врагов, а если таковые имеются, советовал не обострять с ними отношения без крайней необходимости: "Если попросит враг, не отвращайся от его просьбы, но только принимай меры предосторожности для себя, ведь он ничем не отличается от собаки". Эпикур говорил, что хотя безопасность от людей достигается до некоторой степени благодаря силе, удаляющей беспокойных людей, и благосостоянию, но самой настоящей безопасность бывает благодаря тихой жизни и удалению от толпы.

Эпикур предпочитал - и призывал к этому своих сторонников - совершенно отстраниться от политики, утверждая, что мудрому человеку не стоит ни заседать в собрании, ни выступать в суде. Главным для каждого человека он считал не государственные, а внутренние, нравственные законы, которые одни только верно указывают на то, что есть добро, что зло, что истина, что ложь, и которые сильнее всех писанных установлений. Что касается законов государственных, то он советовал их соблюдать исключительно в целях собственной безопасности. Вообще, Эпикур требовал от своих учеников раз и навсегда отказаться даже от самой мысли как-то властвовать над себе подобными, подчинять их своим интересам, манипулировать в своих целях. Все это, с точки зрения Эпикура, противоречило одной из главных добродетелей - справедливости.

Читать первую главу

Читать следующую главу