Можно долго рассуждать про крутость режиссеров, и в Голливуде, например, это, действительно, тема для дискуссии. Но в России, по-моему, все проще (если брать постперестроечный период). Был Никита Михалков, который стал отзвуком определенной эры советской эпохи. Причем сейчас речь идет именно про режиссуру. Михалков был, есть и будет прекрасным актером, но это не отменяет того, что как режиссер он сдулся примерно в процессе съемок фильма «Сибирский цирюльник». Потом был Балабанов. Балабанов – удивительный, первый и последний в мире (я так думаю) режиссер, который снимал кино про народ и для народа. Он полностью понимал, как и по каким принципам «работает» наше общество. Диалоги фильма «Брат 2» не цитирует разве что ленивый. И это заслуженное. Балабанов был единственным режиссером в России, кому было абсолютно неинтересно, с чем и с кем его работы будут сравнивать. Кажется, ему кто-то сверху говорил или подсказывал, что и как нужно делать. Балабанов никогда за свою недолгую жизнь не пытался соревноваться, упаси Боже, с Голливудом. Ему просто это было не нужно и не интересно.
Юрий Быков. Быкова лично я воспринимаю как реинкарнацию Балабанова – не поймите неправильно. Конечно, это очень плохое сравнение и, главное, неприятное для Быкова (никто не хочет, чтоб о нем думали, как о «втором варианте» кого-то великого). Но я объясню: Быков просто занял место, которое когда-то принадлежало Балабанову. Тот не смог, не выдержал, ушел. Теперь Быков стал «народным» оратором, он снимает исключительно про нас и нашу жизнь, а не про неведомые нам нюансы. Но в его случае философские вопросы аля Достоевский (могу ли я?) принимают ощутимый и до боли знакомый облик, и, пожалуй, это и есть отражение всей нашей жизни. За свою недолгую, но, надеюсь, еще только начавшуюся карьеру, Быков уже сумел снять про нашу жизнь всё и даже больше. Так держать, Юрий. У тебя был, есть и будет свой проверенный зритель. Как минимум, это я.
В общем, хочется сказать пару слов отдельно про каждый из фильмов Быкова. Я подчеркиваю, что это исключительно список картин, которые Юрий Быков сам написал и сам снял.
Начальник (2009)
Короткометражный и первый фильм Быкова. Кажется, уже после одной этой небольшой ленты стало очевидным, что режиссер станет великим.
В загородный дом к людям вламываются грабители, но очень скоро выясняется, что хозяин работает в ФСБ, и у него есть ствол. Очевидно, что грабители пожалеют о содеянном, но обратной дороги у них уже не будет. Очень показателен диалог главного героя и знакомого, которого он встретил в лесу. Тот его спрашивает: «Там в лесу кричали что-ли?», а главный герой отвечает: «Да так, заблудились». Кажется, эта фраза вообще многое объясняет про нашу жизнь и про будущий вектор работы Юрия Быкова.
Жить (2010)
Обычный мужик (Владислав Толдыков) поехал на охоту, но случайно столкнулся с парнем (Денис Шведов), который убегает от коллег по бизнесу. Очевидно, что бизнес связан с криминалом, а коллеги не просто хотят взыскать долг.
Казалось бы, это обычный триллер о выживании, но не все так просто. Режиссер даже в такой простой истории показывает, что Достоевский не зря мучился "дурацкими" вопросами, и, когда один человек готов осознать что-то в своей жизни, это не значит, что кто-то вокруг это хотя бы заметит или оценит. Жизнь больше про инстинкты, чем про осознание.
Майор (2013)
Рано утром где-то под Рязанью майор полиции (Денис Шведов) спешит в родильный дом - жена рожает. Но на скользкой зимней дороге происходит непоправимое, он сбивает ребенка. Майор звонит коллегам, которые, не теряя времени, устраивают все так, будто виновата мать погибшего мальчика. К сожалению, это становится началом целой цепочки событий, которые станут роковыми не только для майора, но и для его коллег.
Сценарий фильма «Майор» Юрий Быков официально продал компании Netflix , при том, что они из этого сделали сериал, который не имеет ничего общего с картиной Быкова кроме завязки. Но, очевидно, что сам сюжет так поразил людей, что они не смогли пройти мимо. Собственно, это очередная версия классической литературы по Быкову: кажется, никто еще в отечественном кино не задавался подобными вопросами. Шведов идеален в роли мента, который поначалу даже не подозревает, какую машину он запустил. Сам Юрий Быков (в роли коллеги) пытается ему объяснить, чем это чревато: но, как известно, на словах ничего не работает. «Майор» - один из главных фильмов Быкова, так как он, как минимум, показывает отношение режиссера к нашей действительности. И, если, например, Клинт Иствуд пришел к подобному пониманию лишь к началу своего седьмого десятка, Быков удивительно чувствовал жизнь уже в свои тридцать два года. Возможно, фильм «Майор» не очень реалистичен в том, как там показана работа отечественной полиции (хотя, кто знает?), но речь не об этом. Тут речь о том, как страх, гнев, чувство вины (а, может, и совесть) могут изменить жизнь большого количества людей. Уверен, это вечный сюжет.
Дурак (2014)
Обычный парень сантехник (Артем Быстров) живет с женой и ребенком вместе со своими родителями и строит большие планы на будущее: он хочет стать архитектором. Однажды он приходит на вызов в многоквартирный дом, где видит, что дом на грани разрушения (в буквальном смысле). Главный герой попытается изменить ситуацию и спасти людей, но столкнется с людским безразличием: причем, если чиновники будут бояться за свои пятые точки, то жильцы дома тупо не захотят видеть ничего дальше своего носа.
«Дурак» - наверное, самый успешный фильм Быкова на сегодняшний день. Это философская притча о том, как человек пытается помочь людям, совершить хоть один порядочный поступок в жизни, но никому, кроме него это не нужно (снова Достоевский?) Здесь Быков, кажется, выходит на более важно-социальный уровень, но вопросы все те же. А ответов не будет, как обычно. Почему те, кто, решают жизненно важные вопросы за нас, те, кто, по сути, отвечают за нашу жизнь, часто ведут себя так, будто мы насекомые, а не люди? Фильм «Дурак» наглядно показывает, почему. Даже одного этого было бы достаточно, чтобы внести картину в список ключевых отечественных жизненных фильмов (уж точно это важнее и жизненнее половины списка лучших фильмов какого-нибудь Кинопоиска). Но здесь есть еще одна, возможно, даже более важная тема: что, если твоя жена не разделяет твои глобальные жизненные принципы? Кажется, после Михалкова и Рязанова никто еще так пронзительно не снимал про нашу жизнь.
Завод (2018)
Хмурый мужик в шрамах по кличке Седой (Денис Шведов) идет утром на работу на завод пешком (на автобусе, как все, он не ездит – «шума много»). В этот же день на завод приезжает начальство - владелец Калугин (Андрей Смоляков), который объявляет о том, что предприятие обанкротилось, и все будут работать лишь до конца месяца (а деньги он обещает выплатить не позже, чем через полгода). Естественно, всех это пугает и бесит: перспектива остаться без работы никого не радует. Калугину тут же грозят бунтом, которого он, впрочем, не боится – вся местная администрация и полиция работают на него. Вот только бывший ветеран войны Седой предлагает коллегам план: похитить Калугина, чтобы получить за него выкуп. План срабатывает, шестеро смельчаков берут олигарха в заложники и отвозят на завод. Начальник личной охраны Калугина по кличке Туман (Владислав Абашин) вынужден среди ночи мчаться к заводу и разбираться с ситуацией…
«Завод» поднимает давно избитую, но актуальную тему под названием «Робин Гуд». А был ли он хорошим? Человек вроде старается для других людей, но что получится на выходе? Получится плохо, и Быков в очередной раз показывает то, что в жизни редко бывает хэппи-энд. Наверно, можно сказать, что в этом фильме Быков не сказал ничего нового, но это не совсем так. Здесь главное то, что в какой-то момент фильма акценты сместятся, и зритель будет размышлять, кому нужно сочувствовать: Седому или Туману? Чтобы не делать спойлеров, я могу сказать одно: если вы посмотрели все предыдущие фильмы Быкова, вы знаете, что сочувствие тут не к месту, а смерть, возможно, станет избавлением. И не нужно винить режиссера в «чернухе», это не он, это жизнь такая. Отличное кино про жизнь, которое наглядно показывает, к чему приводит «русский бунт».
Сторож (2019)
Есть некий заброшенный советский санаторий, у которого есть зимний сторож (Юрий Быков). Сторож очень меланхоличен, он, кажется, доживает последние дни своей жизни (есть суицидальные наклонности). Но, очевидно, что его судьба кого-то волнует: когда кто-то вешает его пса, сторож принимает решение повеситься. Но не тут-то было: скоро в санатории появится пьяная девушка (Алла Юганова), а за ней приедет ее муж (Владислав Абашин).
Кажется, это первый фильм Быкова, где он решил поиграть в жанровую тему: в конце концов, Кубрик же снимал про заброшенный отель? И, наверное, многие не поняли ход мыслей Юрия, но я бы сказал, тут все очевидно. Человек не может всю свою жизнь рвать и резать себе душу: это просто хороший триллер. При этом, никто не отменяет того, что картина сделана первоклассно, здесь уж точно захотел бы сняться Джек Николсон. К тому же, у Быкова нельзя отнять абсолютное понимание людской психологии: почему человек терпит, когда его бьют? У Дарена Аронофски есть на эту тему отдельный фильм «Мама!», а у тех, кто не интересуется кинематографом, есть Библия. Скажем так, каждый раз, когда вы думаете, что все узнали про эту жизнь, подумайте еще раз. Думаю, такой вывод хотел донести до нас режиссер и актер Юрий Быков.
"Чернобыль". Новый фильм Данилы Козловского
"Маша". Новый фильм с Аней Чиповской
"Пара из будущего". Новая отечественная комедия
"Засланец из космоса" - новый комедийный фантастический сериал
"Банши". Лучший сериал - боевик.
"Лига справедливости Зака Снайдера. Новое эпическое супергеройское кино
Новинка кинопроката боевик "Никто"
Новый блокбастер "Годзилла против Конга"
Читайте также "5 лучших фильмов Мела Гибсона"
Читайте также "5 лучших фильмов Микки Рурка"