Мои первые фотографии, сделанные в подполе дома.
До чего же время быстротечно. Просто не верится, что многое, что сейчас для нас является обыденным, привычным совсем недавно было просто чудом. Это касается и фотографии. Да, именно в подполе нашего дома, предназначенного для хранения картошки, закрыв сверху его дверцу, в полнейшей темноте мы с другом Геннадием Шуршиным делали свои первые фотографии. При этом совершенно необычным и удивительным способом для большинства современных людей. Было это в 1950 году.
В те годы издавалось много книг и журналов познавательного содержания особенно для детей. Один из таких журналов назывался «Сделай сам». В нем было много занимательного направленного на их мыслительную и рукастую деятельность. Там был приведен чертеж, по которому можно было самостоятельно сделать примитивный фотоаппарат без объектива, используя для этого только дешевые подручные средства.
У отца моего друга была небольшая мастерская с очень хорошим набором столярных инструментов. Мы и воспользовались им для изготовления своего «фотоаппарата», сделанного из 5 тонких дощечек, а с одной стороны, наглухо заклеенной плотной черной бумагой.
Это потом, через десятки лет я узнал, что тот коробок-«фотоаппарат», с отверстием сделанным иголкой в самой середине черной бумаги, был не чем иным, как миниатюрной копией древней «фото» камеры-обскуры.
Арабский математик и ученый десятого века Алхазен из Басры, изучая поведение света, заметил природный феномен перевернутого изображения. Он видел его на белых стенах затемненных комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива. Изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Так и появилась знаменитая камера-обскура, названная «комнатой, часть которой освещена солнцем». Это был громоздкий деревянный ящик с отверстием, который был тяжелый и практически не перемещался. Он стал прототипом самой первой фотокамеры.
Датой появления фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда был изобретен метод создания изображения на пластине, покрытой солями серебра. Автором технологии стал французский ученый Луи Жак Дагерр. В марте 1839-го астроном Д. Гершель предложил ее название «фотография», что дословно переводится как «рисование светом». С этих пор оно и укоренилось в обществе.
Мы с другом решили сделать свой фотоаппарат, не имея средств, но имея желание. Это нам удавалось, опираясь на чертежи и описания прочитанного нами детского журнала "Сделай сам".
Вся проблема состояла, прежде всего, в точном определении расстояния между плотной черной бумагой, с отверстием сделанной иголкой по ее середине, до противоположной стенки нашей коробки. Расстояние это согласно чертежам журнала должна быть равна точно 35 мм. Оно и есть фокусное расстояние современного фотоаппарата с объективом в 35 мм.
Объектива в натуре нет, но он, как бы существует в виде замененного отверстия швейной иглы толщиной № 5-6. Мы, промучившись пару дней, добились этого. Но нам надо было решать и другие задачи. Во-первых. «Фишка» для получения фотографии (изображения снимаемого объекта) заключались в том, что оно должно быть получено сразу на фотобумаге указанного размера.
Во-вторых. Фотобумага должна быть марки «бромпортрет» малой чувствительности № 2-3. В-третьих, и, в-четвертых – все должно проходить в полной темноте, чтобы избежать засвечивания фотобумаги. В - пятых – решить, где и как нам все это делать. И в - шестых – как нам определить выдержку, т.е. время засветки фотобумаги через отверстие иглы.
Все это было решено чисто по-мальчишески. С фотобумагой проблем не оказалось – попросили ее у моего дяди, который возвратился с фронта и привез домой немецкий фотоаппарат «Лейка» - лучший фотоаппарат того времени. Зарядку нашего «фотоаппарата» стали делать, используя ватную фуфайку, просовывая свои руки через ее рукава.
С определением выдержки пришлось повозиться т.к. это зависело от освещения места фотосъемки. Наконец, все встало на свои места. Проявитель и закрепитель (фиксаж) дал нам тот же дядя. Видя наши старания, он через несколько дней дал нам и красный фонарь для удобства проявления нашего «творчества», сидя в полной темноте подпола нашего дома. Представьте себе, у нас получилось!
Правда, фотографии были не четкие, но в них можно было различить наши лица, а вот изображения наших дворов были смазаны. Тем не менее, для нас это уже не имело значения.
Вскоре мои родители купили мне фотоаппарат «Комсомолец», а затем «Любитель» - улучшенный его вариант. Но вскоре меня не стало устраивать количество снимаемых им кадров – всего 12 и я увеличил их до 36, как в узкопленочном фотоаппарате «Смена», появившимся в магазинах города.
Решение мое было простое. Я вырезал из черной бумаги окно размером 24 на 36 мм, равное окну узкой фотокамеры. Закрепил ее по центру луча объектива. Сделал в двух использованных широких пленках от «Любителя» ограничители размером в 35 мм. В темноте вручную перемотал на одну из них узкую пленку, а другой конец закрепил в приемную катушку. Для того чтобы кадры чередовались в нужном порядке я закрепил внутри фотоаппарата короткую тонкую струну от балалайки так, чтобы она касалась перфорации пленки. Во время перемотки пленки она, цепляясь перфорацией за струну, издавая щелчок. Посчитав количество щелчков можно было остановить кадр в нужном месте, не боясь двойного наложения изображения.
Прошли годы. И вот в уфимском госцирке сенсация. Во время своего представления иллюзионист Эмиль Кио фотографирует любого зрителя и тут же вручает ему его фотографию. Я видел эго представление. Действительно, человек через несколько секунд после съемки получал в руки готовый фотоснимок. Сейчас этим ни кого не удивишь, а в шестидесятые годы о фотоаппарате Polaroid никто в Уфе не слышал.
Современное хранение фотографий не требует больших альбомов, поиска в них нужных фотографий. Один «клик мышкой» в компьютере и получай то, что тебе надо сейчас. Тем не менее, когда ты держишь в руках сделанные тобой фотографии, то невольно листаешь страницы своей памяти.
Особенно те, когда они задевают чувства прошедших лет. Поэтому в каждой семье были фотоальбомы – память о фактах, запечатленных вашим фотоаппаратом, родителем которого была древняя камера-обскура.