Доклад в рамках «Дней PR », секция «Переходим на зелёное?».
Сегодня экология стала фактором производства. Мы живем в информационном веке. И производственная, и потребительская цепочка нашей эпохи, весь жизненный цикл держится на трех китах:
Ø первое – экологическая ответственность и естественность;
Ø второе – социальный комфорт (безопасность труда и гигиена, белые зарплаты и доходы, социальное страхование, качество рабочего пространства);
Ø третье – эффективность труда через внедрение самой продвинутой техники и технологий.
Говоря об экологической политике фирмы, важно не уподобляться директору корпорации, который вдруг говорит: а давайте станем экологичными. На что ему менеджер по маркетингу ответит: «Хорошо. С этого дня 5 копеек с каждой единицы товара наша компания направит на посадку деревьев – и за год посадим миллион деревьев!» То есть в теории у нас есть миллион деревьев, высаженных корпорацией, и большой “зеленый” пиар-бюджет. А на практике вряд ли кто сможет проконтролировать, высажен ли этот миллион деревьев, деревья это или сеянцы, и если высажены, то что будет с ними дальше…
Одновременно, возможно, у той же самой корпорации мы увидим проблему загрязняющей трубы или нечищеных стоков. Так же часто бывает, когда предприятие пламенно вещает про собственную экологичность, а своими выбросами, стоками, живодерством отравляет природу, делает жизнь людей некомфортной. И как правило, чем страшнее экохищник, тем больше он говорит про экологию.
Я видел на практике, как красивое предприятие с великолепными цехами и привезенным из-за рубежа оборудованием (оно делает обои) сливает в реку огромное количество краски. Их спрашиваешь: вы же столько говорили про экологию, у вас же немецкие очистные? Но вы их запускаете от случая к случаю, потому что экономите копейку. Экономите на святом.
Или еще пример! Компания, делая свое полезное дело, выбрасывает из трубы кучу всего, чем горожанам потом сложно дышать. И она тоже про экологию. Ее менеджеры в чудесных презентациях расскажут, что уже через четыре года все изменится, появятся более экологичные цеха, трубы станут выше, а суперфильтры будут не только очищать выхлоп от примесей, но и его озонировать. Но вот четыре года из раза в раз проходят быстро, а без реальных инвестиций мало что меняется. Разве что появляются очередные любители лапши на уши.
Или третий пример. Уважаемую компанию «Норникель» в 2020 году поймали за крупнейший подсчитанный Росприроднадзором ущерб, нанесенный природе России. Сейчас идут суды. Компания так увлекалась рассказами про «серный проект», про возможное снижение критических для атмосферы планеты выбросов своих труб, что проворонила элементарную ситуацию с разливом нефти, который привел к экологической катастрофе в Арктике.
И некоторые сердобольные экономисты вам скажут: «Это же ‟черный лебедь” Нассима Талеба, никто не мог предусмотреть такую страшную аварию на ровном месте». Однако это неправда, весь Норильск и вся инфраструктура «Норникеля» расположены на плывущих замерзших грунтах. Ущерб от работы предприятия для атмосферы ежегодно сопоставим с небольшой ядерной войной, но, как и в любой ядерной войне, есть и невидимый враг. Плавучие грунты постоянно рвут главное достояние «Норникеля» – пульпопроводы.
При разрывах крайне токсичный медно-никелевый концентрат попадает в ручьи, речки, озера, отравляя рыбу Северного Ледовитого океана. И эти разрывы во много раз страшнее, чем весь тот чудовищный разлив нефти, который случился в прошлом году.
Разумеется, фактор плавучих грунтов учтен во всех нормах и регламентах, но нигде не учтено, что огромный резервуар мог эксплуатироваться нелегально, поэтому его никто не проверял. И если бы «Норникель» вкладывал достаточно денег в полноценный ремонт обветшалого города, в добротный ремонт производств и в качественный технадзор, аварии бы не случилось.
Отсюда вывод: порой надо меньше рассказывать про свою экологичность, а заниматься экологией производства. Сокращать и убирать выбросы, качественно чистить стоки, паять пульпопроводы, вкладывать в инфраструктуру и в безопасность хранения, транспортировки и утилизации токсичных веществ, бороться с обветшанием, вкладывать в честность, в прозрачность и порядочность! Прекрасно понимая, что честный в России – уязвим, а с красивого будет утроенный спрос!
И здесь задача пиар-менеджера – не только придумывать кейсы про миллион деревьев, а выступать «свежей головой». Подсказывать матерым Карабасам-Барабасам-производственникам, что миллион деревьев начинается с трубы, которая больше не травит город.
С резервуара, который красят и проверяют… С безупречно работающих очистных. И здесь полезно не только подсказки делать, но и помочь организовать эффективный гражданский контроль, наладить диалог и экологический мониторинг.
Пиарщики погрустнеют и скажут: ну у меня миллион долларов бюджет на «зеленый пиар и маркетинг», мне ж его надо как-то осваивать. И я не хочу, чтобы мой бюджет потратили на очистные, на датчики экомониторинга, пусть для этого другие источники финансирования ищут. Что б нам такое полезное сделать? И размер суммы тут неважен.
У кого-то на цели экологического самопиара есть 50 тысяч, у кого-то – десятки миллионов.
Какие советы дать? Можно вложить эти деньги в сотрудников. Просто сделать регулярные корпоративные выезды на природу, раз в год или раз в квартал, чтобы ваши офисные работники могли хотя бы сутки продышаться, нагуляться, порадоваться. Каждый выезд на природу и в красивые места станет долгожданным событием, тем, что запоминается на всю жизнь, насыщая бытие впечатлениями, а рабочий процесс – энергией.
Более продвинутые фирмы вроде гигантов Кремниевой долины поступают еще решительнее. Делаешь ежедневно
10 тысяч шагов – 10% прибавка к зарплате, 15 тысяч шагов в день – 15%. То есть человек априори должен поддерживать форму. Делать он это, конечно, может и в спортзале, но большинство все-таки предпочитают природу и свежий воздух.
Я неслучайно сказал вначале, что экологичность и естественность – это лишь один из трех китов. Гармоничная экологическая корпорация – это сочетание всех трех факторов. Уделяя внимание спецодежде сотрудников и безопасности труда, платя зарплаты по-белому, покупая или давая в пользование людям флагманские модели телефонов или компьютеров, следя за гигиеной и красотой в цехах, вы вкладываете в экологичность бренда.
Но думая о сотрудниках, мы должны понимать, где нужно посадить ваш «миллион деревьев» и освоить 1 млн долларов «зеленого» бюджета. Если у вас большая фирма, имеющая производства в ряде городов России, то не надо вкладывать бюджет в «зеленые» проекты в джунглях Амазонки, на краю пустыни Сахары, на Байкалах или Алтаях. Посмотрите зорким взглядом миры, где живет основная масса ваших сотрудников. В каком городе они живут, в какой парк они ходят? Создать просторный, красивый, уютный парк часто не так уж и дорого, особенно если вкладывать в него на постоянной, регулярной основе.
В Москве сейчас появилось множество прекрасных парков, но по стране парки поднимают и облагораживают в основном на внебюджетные средства.
О красивом парке будут слагать легенды. Так, вложения Абрамовича в Парк Горького или Сергея Галицкого в парк в Краснодаре стали репутационными символами. В стране есть сотни, тысячи парковых пространств, где можно развернуться не по-детски. Причем как в интересах сотрудников в ваших городах, так и в интересах клиентов-потребителей в крупных городах. Вкладывая в парки, в их расширение, в новые парки, в рекреационный потенциал лесного фонда, в территории возле прудов и карьеров, вы можете получить колоссальный прорыв, благо возможности есть.
У каждой инвестиции в парк имеется свой стейкхолдер (целевая аудитория). Им могут быть ваши сотрудники, ваши клиенты и потребители, владельцы и топ-менеджеры вашего бизнеса, заинтересованные в обустройстве родных мест, руководство России, президент, гражданское общество.
Если у вас есть «зеленый» бюджет и желание с пользой проинвестировать в парк, то я готов вам подсказать, как и куда можно проинвестировать с пользой именно для вашего бизнеса. Тот же «Норникель», например, мог бы давным-давно сделать прекрасный оранжерейный парк в Норильске на берегу озера, благо ТЭЦ выбрасывает гигантское количество тепловой энергии в атмосферу. А, например, Сбер мог бы вложиться в прекрасное парковое пространство Сургута "За Саймой", благо Сургут – это экономическая кузница страны.
«Газпрому», например, несложно было бы поделиться благосостоянием с жителями Оренбурга, превратив в рай Зауральную рощу. В Нальчике люди с благодарностью вспоминают олигарха-политика Арсена Канокова, частично благоустроившего городской исторический парк (неважно, на бюджетные или на свои, но там сейчас столько народу гуляет, что порой яблоку негде упасть).
Есть прекрасные места с историей, которые можно спасти, – например, Петропавловский парк в Ярославле, где прошло детство космонавтки и автора главной поправки в Конституцию Валентины Терешковой. А если вы за вольную демократию и у вас есть «зеленый» бюджет, то ничто не мешает вложиться в лесфонд Химкинского леса, который защищала Женя Чирикова и где оттачивал свои ораторские способности юный Навальный.
А если вы за Владимира Владимировича Путина и не знаете, как ему понравиться, то стоит вложиться в парк на "Кучино".
В Израиле Ариэль Шарон закрыл гадкую свалку, и теперь там парк Ариэля Шарона. А Путин закрыл полигон «Кучино», и у меня есть мечта сделать там парк, благо рекультивация завершена. Наверняка мировую традицию нарушать не будут и великолепный парк на «Кучино» со временем назовут в честь Владимира Путина. И если вы хотите показать любовь к близкому человеку и подарить ему скамейку, то делать это надо не в Централ-парке Нью-Йорка, а лучше поставить на эти средства сто дизайнерских скамеек с видом на всю Москву на одной из верхних берм красивой кучинской горы, чтобы люди могли сюда приходить, любоваться и целоваться.
Завершая свое выступление, я хочу сказать простую вещь. За экологию часто не надо бороться, и не надо ничего доказывать. Просто живите в гармонии с собой и природой и, пока есть возможность, обустраивайте родные места, вкладывайте в людей, и это лучший способ «позеленеть».
Спасибо за внимание!
Фото - Анатолий Баташев
Ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал. Буду рад Вашим комментариям.