Детство.
Этот отрезок времени от малышового до подросткового возраста можно назвать началом судьбы человека. Периодом, когда формируется то, что будет сопровождать всю жизнь.
Рассказывая о начале моей судьбы, в первую очередь надо сказать о человеке, сыгравшем в этом очень важную роль. Это моя бабушка Татьяна Ефимовна.
Моя Арина Родионовна.
Бабушка
Старенькая и неграмотная баба Таня была педагогом от Бога.
Все свободное время бабушка вязала. Полуслепая, она на ощупь считала петли. И бесконечно, как нитки от ее многочисленных клубков, тянулись
рассказы, которые можно было слушать бесконечно.
Она рассказывала о старой жизни, о своем детстве, замужестве. А сколько знала сказок, песенок, прибауток! Я, совсем еще маленькая, сидела где-нибудь в уголке дивана и, помогая ей разматывать нитки, зачарованно слушала. Впитывала.
По воскресеньям, с самого раннего утра баба Таня заводила тесто.
Стряпала вкуснейшие ватрушки, пирожки, шанежки и приговаривала: «Сегодня праздник воскресенье, мы ватрушек напечем. И помажем, и покажем, а покушать не дадим».
Пока вся семья за обе щеки уминала стряпню, бабушка собиралась на базар. Это было своего рода воскресным ритуалом. Часто она брала с собой меня.
Баба Таня была не только хорошей рассказчицей. Она умела слушать и так вести беседу, что разговаривать с ней можно было о чем угодно. И сколько угодно.
Дед
Дед, Петр Иванович, в свое время считался очень грамотным человеком.
А как иначе?
Целых три класса церковно ¬ приходской школы за плечами.
Под стать бабушке, он был человеком, у которого буквально к каждому слову имелась какая-то присказка, байка, припевка.
Считаю, что именно они привили мне с раннего детства любовь к чтению, литературе и русскому языку. Благодаря им, развилось и расцвело буйным цветом мое образное мышление.
Ритм современной жизни таков, что о себе бывает некогда вспомнить. Не то что о давно ушедших родственниках. Но свою старенькую сказочницу я помню всегда.
Скажите, а у вас была своя Арина Родионовна?
Продолжение следует