Найти тему
Екатерина Барагузина

Неоднородность атеистических позиций и ценностные установки человека

Каков же атеизм? Он весьма неоднороден, как и впрочем другие философские течения. Направленность атеизма и личная позиция приверженца определенного его рода может роднить атеизм как с материалистическими воззрениями, так и с идеями некоторых верующих.

Предлагаю поговорить о видах атеизма и рассмотреть их суть:

1)Выраженный атеизм - отсутствие теистического верования с осознанным его отрицанием. Выраженный атеист четко знает, почему он отрицает бога, осознает, как пришел к такой позиции: Я не могу назвать себя верующим в бога, потому что мой друг погиб в аварии, а его бог не спас. Думаю, что если он бы существовал, то как-то проявил себя, непременно бы помог. Мой друг был замечательным, светлым человеком. Если бы в мире был высший закон и божественная справедливость, то он бы не ушел бы из жизни так печально.

2)Невыраженный атеизм - когда человек по сути не верит в бога, какое-то божественное начало, но сам не до конца понимает своей точки зрения и соответственно не может ее аргументировать.

3)Научный - основан на совокупности знаний человека о мире, в частности научных знаний. Какой постулат кажется несостоятельным в научном атеизме? Постулат "Вера не требует доказательств" , потому что человек, придерживающийся научного атеизма привык к конкретным доказательствам.

4)Стихийный атеизм - разрозненные атеистические представления. Как они появляются: человек постигает, познает окружающий мир, впитывает опыт и мнения других людей. Большое влияние на формирование стихийно атеистической позиции может оказывает общественно-историческая практика. Главное отличие этого вида атеизма -в том, что он несистемный. И очень нередко присущ носителю обыденного сознания. Человек задается вопросом: "бог справедлив? А почему тогда есть жуткие, неизлечимые заболевания. Почему от них страдают маленькие дети?"

Стихийный атеист отрицает сверхъестественное и при этом трактует религию как человеческие установления. Часто такой атеизм связан с критическим насмешливым отношением к религиозным институтам и духовенству (то есть, с клерикализмом).

5)Материалистический атеизм - уверенность в отсутствие бога и в том, что о существовании бога/богов утверждают или из-за недостаточных научных знаний, нежелания познать законы природы естественным путем, или из-за корысти, стремления иметь власть над людьми, прикрываясь несуществующими высшими силами.

6)Идеалистический атеизм. Что интересно, в целом человек с данной позицией не отрицает бога и вполне может осознанно и уверенно заявлять, что бог есть. Это даже и не атеизм больше, а скорее внеконфессиональная вера: человек не относится к какой-то определенной религии или религиозному направлению, он считает, что библейская концепция бога слишком упрощенная и ошибочная. Что она выставляет бога в слишком примитивном, очеловеченном свете.

7)Аксиологический (ценностный) атеизм- в качестве источника моральных качеств и ценностей - не боги, а природа человека.

Мыслители и писатели с атеистическими убеждениями по-своему интерепретируют свой атеизм. Атеизм в их понимании может сближаться с другими мировоззренческими концепциями.

Так, Людвиг Файербах, о котором мы уже говорили в предыдущей статье, писал о том, что считает себя религиозным атеистом, который отрицает бога как носителя божественных свойств. Эта позиция обусловлена тем, что такие качества как доброта, любовь, мудрость божественны не потому, что ими обладает бог, а потому что они сами по себе божественны, то есть высшие по сути. Полным атеистом Файребах считает человека, который ни во что не ставит любовь, справедливость, милосердие, не верит в них. Можно сказать, что таким образом, атеизм в его некоторых проявлениях смешивается с нигилизмом в понимании этого философа.

Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц