6,6K подписчиков

Сколько жён в самый раз?

192 прочитали
Соединён ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены ...
Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене ...
Апостол Павел. Первое послание к Коринфянам, глава 7.

Холостяки

Иоганнес Брамс - принципиальный противник брака. Как бы сильно не влюблялся, но благополучно избежал семейных уз. Большой молодец, однако.

Модест Петрович Мусоргский целиком и полностью поддержал его в этом вопросе. Перспективы совместной жизни его пугали. Он считал, что это будет мешать его творчеству. "Если вы когда-нибудь прочитаете в газетах известие, что я застрелился или повесился, - говорил он, - то это значит, что накануне я женился".

Пётр Ильич Чайковский чуть было не исполнил угрозу Мусоргского. Поспешил с женитьбой, сильно поспешил, а потом побежал к Москва-реке зарабатывать смертельную простуду:

С этой целью, никем в темноте не видимый, я вошёл в воду почти по пояс и оставался так долго, как только мог выдержать ломоту в теле от холода.

Молодая жена изо всех сил обустраивала семейное гнёздышко, а он нос воротил и "гадиной" обзывал:

Домашняя обстановка не оставляет желать ничего лучшего. Жена моя сделала всё возможное, чтобы угодить мне. Квартира уютна и мило устроена. Всё чисто, ново и хорошо. Однако ж я с ненавистью и злобой смотрю на всё это ...
Чайковский и Милюкова
Чайковский и Милюкова

Никогда не был женат один из самых "закрытых" композиторов - Морис Равель. Личную жизнь не афишировал, в интересных связях не замечен, детей у него не было. Скукота.

Окружённый вниманием красивых барышень, прошёл свой жизненный путь Джордж Гершвин. Говорят, ему принадлежит авторство холостяцкого кредо: "Какой смысл жениться на одной, когда все женщины могут быть твоими?" И не поспоришь с такой аргументацией.

Или поспоришь?

Женатики

На самом деле, композиторы в житейском море вели себя как обычные люди. Они влюблялись, женились, ссорились, заводили детей, изменяли, разводились, женились повторно.

Кто-то прожил с одной женой всю жизнь. Как, например, Вольфганг Амадей Моцарт или Эдвард Григ, или Александр Порфирьевич Бородин. Кто-то вступал в брак по несколько раз. В силу разных обстоятельств.

Жена могла надоесть, и необходимо было делать upgrade. Не жены, конечно. Она же не робот какой-нибудь, а семейных отношений.

Сергея Сергеевича Прокофьева потянуло на молоденьких. Мира Абрамовна Мендельсон была младше его в два раза. Ради неё он бросил свою старую жену Каролину вместе с семьёй. Она же категорически не хотела давать ему развод, но советские законы встали на сторону композитора. Он женился на Мире, а Лина поехала в "места не столь отдалённые".

А вот Игорь Фёдорович Стравинский, встречаясь с женой художника Сергея Судейкина, из семьи не уходил, скандалов не устраивал. Жена композитора Екатерина Гавриловна прекрасно знала о существовании любовницы, но предпочитала молчать. Любовный треугольник просуществовал больше пятнадцати лет.

Мой отец вёл двойную жизнь. Я уверен, что он очень страдал от этой ситуации, но у него была страсть, и он не мог справиться.

вспоминал сын композитора Святослав. Екатерина умерла от туберкулёза в 1939 году, через год Стравинский женился на Вере.

Портрет Веры Судейкиной кисти мужа-рогоносца Сергея
Портрет Веры Судейкиной кисти мужа-рогоносца Сергея

Трижды состояли в браке Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Георгий Васильевич Свиридов. Но безусловным победителем по количеству свадеб и разводов становится Максим Исаакович Дунаевский - семь браков пройдены, восьмой на подходе.

Возвращаясь к вопросу поставленному в заголовке, приходится признать, что не существует никакой корреляции между количеством жён (любовниц) и качеством создаваемого музыкального материала. Всё зависит от личности композитора. Одного присутствие женщины вдохновляет, другого угнетает. И в этом, повторюсь, они ничем не отличаются от обычных людей. А пишущая на околомузыкальные темы братия, из любого факта личной жизни знаменитости может сделать тему для публикации. Беспринципные циники.

И что ещё ужаснее - эту "клюкву" будут читать, лайкать и комментировать.

Полный каталог публикаций канала. Ссылка активная - нажимай смелее!

Традиционная несмешная байка:

Из переписки влюблённого композитора. Он пишет:

"Милый, сердце моё (наверное, неудачная фраза - но я не могу употребить никакой другой оборот) ... Я, право, люблю тебя так страшно - не только блистательного тебя, но и твоё пение ... я люблю тебя, я люблю тебя, люблю тебя ... "

Ему отвечают:

"Мой милый и дорогой, никто никогда не получал более чудесного письма, чем то, что пришло от тебя сегодня. То, что ты говоришь, наполняет моё сердце любовью и гордостью, и я люблю тебя за каждое отдельное написанное тобою слово. Но ты знаешь - любовь слепа - а то, что твои дорогие глаза не видят, это то, что ты дал мне всё ... И я никогда не смогу быть достаточно благодарен тебе и судьбе за всё то небесное блаженство, которое выпало нам за эти тридцать пять лет. Мой милый, я люблю тебя."

На моём мимимиметре не хватило шкалы.