Найти тему
ChinaLogist.ru

Выход на рынок Китая: топ-5 ошибок, инструкция по применению

Автор: Виталий Викентьевич Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) .

-2

Очередная девальвация рубля заставляет все новых и новых предпринимателей задуматься о переходе с европейских товаров и оборудования на китайское. В то же время, Китай — это совершенно другой мир, загадочное «Срединное государство» со своими внутренними законами и правилами. Импорт из Китая одновременно и похож, и отличается от Европейского, есть много характерных отличий, и сегодня я расскажу, на что нужно обратить внимание при работе с китайскими партнерами.

1. Искать поставщиков только на Alibaba

-3

Alibaba — замечательный ресурс для поиска поставщиков из Китая.  Однако, нужно понимать, что там представлены далеко не все поставщики, тем более далеко не все из них являются непосредственными производителями. Другая проблема — это актуальность цен. В апреле 2020 года мы помогали организовывать поставки ИВЛ. Многие покупатели ссылались на цены на Alibaba, в то время как цены на рынке возросли в 3-4 раза. Поставщики отвечали, что готовы поставить по указанным ценам, но… через год. Такой неприятный сюрприз ждал покупателей. Однако, общаясь напрямую с компаниями-производителями или руководителями российских представительств компании-производителя, удавалось получить скидку на продукцию и получить нужное количество дефицитного товара.

Alibaba может стать отправной точкой для исследования рынка и определения вилки цен, но не стоит зацикливаться на ней. Почему? Причины все те же: обилие непрофессиональных посредников, отсутствие доступа ко всему многообразию китайских товаров и оборудования, сложность в торге.

2. Не проверять контрагента

-4

Китай — страна с тысячелетней историей, и коммерческая история Поднебесной также полна славных страниц. Поэтому неопытный импортер легко может нарваться на китайского Остапа Бендера, который в своем гараже производит любое оборудование и любой товар, и готов его отправить сразу же после получения предоплаты, желательно в размере 100%. Что случится после этого? В лучшем случае «великие комбинаторы» от мира поставок пойдут искать товар у реальных производителей и формировать поставку. В этом случае главные риски: некомплектность отгрузки и срыв срока поставки. В худшем случае поставщик просто перестанет выходить на связь, а взыскать деньги будет почти невозможно и крайне невыгодно: расходы на суд — это $5-15 тысяч. Можно выиграть этот суд, но что можно получить от компании, на балансе которой минимальный размер уставного капитала, стол и стул? Поэтому многие компании просто принимают эти потери и выносят негативный опыт работы с Китаем.

Учиться лучше на чужих ошибках, а не на своих, и в первую очередь помнить про проверку контрагента. Это не такие большие деньги. Проверка компании по китайским базам стоит от $50 до $200 в зависимости от детализации, а выездная проверка стоит $300-500. Что это даст? Информацию о том, насколько серьезным является поставщик, какие у него учредители, является ли массовым генеральный директор, какая предпринимательская история у учредителей и руководителя организации, какой размер уставного капитала и какие основные фонды могут находится на балансе компании — есть ли чем отвечать по обязательствам. Выездная же проверка позволит понять, что реально производит ваш партнер, какие у него есть производственные мощности, и, наконец, работает ли производство. РАСПП уже более 10 лет организует такие проверки и позволил российским предприятиям сэкономить десятки миллионов долларов за счет выявления мошеннических схем, которые иногда бывают весьма ухищренными.

3. Экономить на юристах

-5

Когда границы были открыты, китайские менеджеры по продажам очень любили красиво встречать крупных покупателей своей продукции: рестораны, KTV, девочки — все это должно было сформировать дружескую атмосферу и те самые личные отношения между покупателями и продавцами, которые приводили к закупкам залежалого товара или устаревшего оборудования по цене выше рынка и на кабальных условиях. Кстати, юридическая софистика китайских партнеров подчас может достигать невероятных высот. История из практики: стороны согласовывали поставку и заключали договор на английском и китайском языках. На английском условия были приемлемыми, но была оговорка, что спорные моменты решаются в таком-то китайском третейском суде и было указано, что превалирует китайская версия договора при спорных моментах. Клиент доверился продавцу, с которым, как он считал, были те самые «личные отношения», потом, как по закону подлости возникла спорная ситуация и выяснилось, что по китайской версии договора, которая была главной, клиент обязан платить, а поставщик, по сути, ничего не должен. Конфликтные же ситуации решались в третейском суде, лояльном для поставщика, а все разбирательства в нем стоили денег. В итоге пришлось признавать убытки. Мы рекомендуем нанимать юристов — специалистов по китайскому праву. Составление договора стоит от $800, и позволит снять множество вопросов и закрыть множество рисков. Лучше работать на своих условиях, чем на тех, которые потом окажутся для вас сюрпризом.

4. Не торговаться

-6

Не торговаться — это соглашаться на первое предложение, которое поступает от поставщика. Это ошибочная стратегия, так как всегда есть возможность выиграть в условиях. Пусть не всегда это будет прямая скидка, но можно добиться дополнительных бонусов, улучшения графика платежей или получения скидки на следующий заказ. В любом случае необходимо пробовать получить лучшие условия, но делать это аккуратно. Если просто просить о скидке, то вы ее получите: китайский партнер ухудшит качество или сократит комплектацию, а вы об этом не узнаете до получения партии. Будет неприятный сюрприз. Аргументы для скидки могут быть следующими: долгосрочный характер сотрудничества, рыночный уровень цен и коммерческие предложения от конкурентов, рекомендации и продвижение бренда поставщика в России. Если у компании покупателя и у директора раскрученные социальные сети, то размещение там отзыва о китайском поставщике и его отличном оборудовании может привести к небольшой, но приятной скидке.

Кстати, улучшение условий может прийти откуда не ждали. В частности, крайне мало импортеров знают про отсрочку платежа от Sinosure. Sinosure — это экспортное страховое агентство, которое страхует риски экспортера. Его можно встроить в вашу схему, и это может дать отсрочку на 70% от стоимости инвойса на 3-6 месяцев. Для этого нужно, чтобы оборот компании превышал $1 млн за прошлый год, не было серьезных проблем или судов. Тогда Sinosure может аккредитовать компанию и открыть лимит на $100 тысяч. Стоить вся эта история будет 2-3% от инвойса: на 1-1,5% увеличится стоимость из-за стоимости страховки Sinosure, еще 1-1,5% стоит оформление бумаг профессионалами. РАСПП — это официальный партнер Sinosure с 2015 года, и мы за эти годы помогли более 200 российским импортерам получить отсрочку платежа для закупок оборудования в Китае.

5. Не проверять отгрузку

-7

Народная мудрость учит нас простой истине: «доверяй, но проверяй». Нередки истории, когда покупатель из России нашел ответственного поставщика, и 2-3 поставки прошли без проблем, а затем постепенно качество поставки начало снижаться, доля брака расти. Такие истории лучше не допускать, и отправлять своего представителя на инспекцию отгрузки. Если нет постоянного сотрудника в Китае, то лучше воспользоваться услугами профессионалов. С этой проблемой сталкивались очень многие покупатели из России, в том числе достаточно опытные, поэтому нужно отнестись к ней с должной осмотрительностью. Выездная инспекция отгрузки стоит $350-500, но экономит время, деньги и нервы.

Все новости на ChinaLogist

Еще больше новостей в нашем канале Телеграм. Присоединяйтесь !