Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Куранты с одной стрелкой

Это продолжение истории Троицкого монастыря, созданного Сергием Радонежским. Полный список заметок на эту тему внизу статьи.

В середине XVIII в., в период с 1741 по 1770 гг., в Лавре строилась новая колокольня, в основании четвертого яруса которой, согласно проекту, предусматривалась установка часов с курантами.

В мае 1763 года состоялось посещение лавры императрицей Екатериной II. Когда архимандрит Лаврентий показывал государыне колокольню, зашла речь и о часах. Императрица повелела выписать часы из Англии, заказав их у лучших мастеров, но с тем условием, чтобы их стоимость не превысила четырех с половиной тысяч рублей. Посредником между лаврой и Англией был выбран переводчик Иностранной коллегии Лука Татищев, которому поручалось найти за рубежом «знающих часовых искусных мастеров» и заключить с ними договор.

Но иностранные мастера оценивали свою работу от 5 до 15 тысяч руб. в зависимости от сложности модели, да и сама перевозка часового механизма в Россию потребовала бы немалых расходов, поэтому даже после того, как колокольня была достроена с учетом установки на ней курантов, часов все еще не было.

Колокольня Лавры
Колокольня Лавры

Мастер, согласный изготовить для лавры колокольные часы «наилучшим образом» и за значительно меньшую сумму, нежели англичане, нашелся в Туле: Иван Иванович Кобылин Большой, замочный мастер Оружейной слободы. Кобылин обязался сделать колокольные часы с боем на английский манер, которые имели бы недельный завод.

Четыре циферблата были обращены на четыре стороны света. Каждый из них имел по одной стрелке, вместо цифр использовались буквенные обозначения – литеры. Часы рассчитывались на «четвертной ход», то есть куранты должны были звучать каждые 15 минут. Поскольку циферблаты часов не имели минутной стрелки, своеобразным звуковым ориентиром служила колокольная мелодия, специально подобранная для каждой четверти часа.

Наряду с часами, Иван Кобылин принимал на себя изготовление железных кругов для четырех циферблатов, однако их окончательное оформление – изготовление резных букв, звезд и стрелок поручалось другому мастеру, Ивану Прохорову, дворовому человеку князя Михаила Ивановича Долгорукова. Отведенного времени, как это обычно бывает, не хватило, буквы оказались слишком громоздкими, но архиепископ Платон приказал расплатиться с мастером сполна. Восемь колоколов для курантов были отобраны по весу: самый тяжелый весил 5 пудов 3 фунта, самый маленький – 27 фунтов.

Современный циферблат часов. Фото из открытых источников
Современный циферблат часов. Фото из открытых источников

По свидетельству В.И.Балдина, часы безупречно служили на протяжении 120 лет и только в 1905 г. были заменены новыми. Замена была вызвана не тем, что старые тульские часы стали плохо ходить, а просто желанием устроить новые. В 1905 году был заменен лишь часовой механизм, а медные часовые круги с позолоченными стрелками, цифрами и буквами 18 века остались. Этот механизм создал часовых дел мастер Андрей Энодин, под чьим руководством созданы часы для многих монастырей и общественных зданий дореволюционной России.

До 2000-го года «дожили» старинные, ещё 1784 года циферблаты. В 1905-м году, когда меняли сам механизм, циферблаты оставили старые, XVIII века. Циферблаты, находящиеся постоянно под дождём и ветром, продержались более двухсот лет! К 2000-му году они совсем истлели, литеры повыпадали. Их заменили на циферблаты из нержавейки.

Старый циферблат курантов. Фото из открытых источников
Старый циферблат курантов. Фото из открытых источников

Когда в 1920 году закрыли лавру, остановились и часы. Но в 1944-м году часы восстановил Владимир Чернохвостов, местный, сергиево-посадский мастер. И с тех пор и до семидесятых годов часы исправно шли. В конце семидесятых сработались, истёрлись особые бронзовые втулки – так называемые подшипники скольжения. Решили заменить их шариковыми подшипниками (это единственная замена чего-либо в конструкции, кроме новых циферблатов). Сделали что-то не так, и часы остановились. Насельник обители игумен Игнатий обычным напильником, вручную расточил в раме отверстие, поставил новые подшипники, и часы пошли. Механизм в отличном состоянии.

От Кобылинских часов не осталось ничего.

Механизм лаврских курантов. На фото: часовщик-реставратор Александр Георгиевич Красников, 2013 г. Фото с сайта Троице-Сергиевой Лавры
Механизм лаврских курантов. На фото: часовщик-реставратор Александр Георгиевич Красников, 2013 г. Фото с сайта Троице-Сергиевой Лавры

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, о Переславле-Залесском, о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе.