Найти тему

Двойственность человеческой природы

Иногда приходится спорить с людьми, которые сомневаются в реалистичности этической программы стоицизма, так как она якобы противоречит нашим врожденным инстинктам. Говорят, например, что невозможно презреть смерть, так как "инстинкт выживания — самый мощный". Видимо и Сенеке приходилось сталкиваться с похожей аргументацией: "Они мнят, будто и не бывает того, что им самим не под силу, и выносят приговор добродетели, глядя на собственную немощь". Давайте тогда порассуждаем о двойственности человеческой природы, его разумной и неразумной составляющей.

В своих действиях человек руководствуется во-первых разумом, а во-вторых рефлексами и инстинктами. Первый отвечает за произвольное поведение человека, а вторые — за непроизвольное. Оба эти типа поведения нужны, но частенько входят в противоречие друг с другом. Для разумного человека крайне важно уметь подчинять рефлексы и инстинкты разуму. Чем лучше человек умеет это делать, тем более сложные жизненные задачи он может решать.

Впрочем, всё несколько сложнее. Человек является высшим животным. У высших животных довольно сложное поведение, которое природа не в состоянии запрограммировать на генетическом уровне в виде рефлексов и инстинктов. Поэтому природа наделила этих животных сложным мозгом, способным модифицировать своё инстинктивное поведение по мере накопления жизненного опыта, преодолевать безусловные рефлексы и нарабатывать условные. Из всех высших животных человек является самым высшим. Настолько высшим, что инстинктов в строгом смысле у него уже практически нет, они атрофировались в ходе эволюционного развития и уступили место выученному поведению.

Что такое инстинкт? Это врожденная программа действий, выполняемая при определенном событии. Например, если в период размножения синица видит личинку, она хватает её и тащит в гнездо. Увидела открытый клюв птенца — кладёт в него личинку... Она не может остановиться и задуматься про не слетать ли налево. Это выше неё. А с людьми не так. Единственный жёсткий инстинкт, который у нас остался — это непроизвольно на долю секунды приподнять брови при встрече симпатичного человека. Все остальные инстинкты выродились у нас во врождённые потребности без врождённого алгоритма своего удовлетворения. Последний мы обретаем уже в ходе своего обучения.

Итак, наше поведение определяется врождёнными и приобретенными рефлексами, врождёнными потребностями, выученными алгоритмами их удовлетворения (или подавления) и разумом. Возможности последнего достаточно велики, чтобы заменить одни выученные алгоритмы поведения на другие. А раз так, то хоть и не без труда, нашу биологическую природу можно поставить под контроль нашей разумной природы. Вряд ли полностью, но достаточно, чтобы обрести неограниченную внутреннюю свободу и стать своего рода супервоином духа.

Вот как этот вопрос представлялся Сенеке: "Я не исключаю мудреца из числа людей, не утверждаю, что он чужд боли, словно бесчувственная скала. Я не забываю, что и он сложен из двух частей: одна из них чужда разума — она чувствует терзания, ожоги, боль; другая — разумная, и она тверда в своих мнениях, бестрепетна, непобедима. В ней-то и заключено высшее благо человека; пока оно не достигло полноты, дух колеблется в нерешительности, когда оно станет совершенным, дух делается спокойным и недвижимым".

#психология #философия #мотивация #мудрость #психология жизни