Это вторая в 2021-м году моя статья из серии #развеиваем мифы
Первая - здесь. А теперь - о том, какие заблуждения разбираем сегодня. Вот вопрос, поступивший на канал в рамках рубрики #вопросы абитуриентов и ответы на них (вопрос касается моего факультета, но ситуация типичная для многих вузов и очень многих родителей):
В чем различие программ при подготовке специалистов по компьютерной и информационной безопасности? На каких направлениях университета изучают Big Data? На каких предприятиях области после первых курсов есть возможность пройти практику от университета? После окончания института, сколько бюджетных мест есть в магистратуре? И можно ли после окончания университета поступить в магистратуру в других городах: Москве или Санкт-Петербурге? После окончания университета, есть ли трудоустройство на предприятиях Ярославля и области?
Это типичные вопросы, более того, ответы на эти вопросы есть везде - на сайте, в социальных сетях, на моем канале здесь, на нашем ютуб-канале и т.д. Но, несмотря на это, вопрос вполне достоин ответа. Более того, на примере этого вопроса я хочу показать очередной пул стереотипов и ошибок.
Ошибка первая: Автор вопроса не читал про университет ничего, кроме названий образовательных программ (чуть ниже поясню, почему я так в этом уверена). Сейчас, зимой, это совсем не страшно - еще несколько месяцев до поступления, и то, что человек хочет разобраться - прекрасно. Но начали не с того - сначала нужно обратиться к сайту и правилам приема. Именно там есть ответы на большинство вопросов.
Что касается вопроса: каждый год у нас участвует в конкурсе огромное число абитуриентов, которые подают документы именно на указанные автором вопроса образовательные программы, не понимая, почему мы с коллегами обмениваемся вопросительными знаками и начинаем терзать поступающего вопросами: Почему? Чем хочешь заниматься в будущем?
А ответ - он прост. Если #компьютерная безопасность и #информационная безопасность рядом никого не удивляют, они достаточно близки по наполнению и смыслу (обе предполагают, что на выходе человек будет заниматься не просто программированием/разработкой/базами данных и т.д., но понимать принципы построения защищенных систем/баз и т.п., обеспечивать безопасность данных, сохранность информации и т.д.), то вот "фундаментальная информатика" рядом смотрится, мягко говоря, странно. Не та направленность, другая специфика. Но названия, да, у всех трех образовательных программ - "самые красивые" из тех, куда у нас в университете берут с информатикой. Скромные на этом фоне #прикладная математика и информатика и #математика и компьютерные науки остаются без внимания впечатлительных абитуриентов и (особенно!) родителей. А зря. Потому что вторая фраза вопроса - про big data - вроде как предполагает, что человеку интересна работа с большими данными.
Так вот, анализ больших данных, машинное обучение, программирование на языке python и дипломные и курсовые работы по применению различных методов и алгоритмов работы с большими данными - это как раз к "скромным" направлениям - "прикладная математика и информатика" и "математика и компьютерные науки". На канале некоторое время назад я рассказывала о дипломной работе моей студентки по этой тематике, глянуть можно здесь: Темы дипломных работ, или чему вы сможете научиться на матфаке? Часть 2: тема "Технологии анализа больших данных"
Мораль 1: готовьтесь к поступлению, в т.ч. выбирайте образовательные программы, заранее. Смотрите не только на название направления/специальности, но и на профиль, и на изучаемые предметы.
Ошибка вторая: Опять же, не глядя на сайт и не видя учебных планов, вы никогда не поймете, чем отличается одна образовательная программа от другой (ну, кроме названия, разумеется). В одной из следующих статей я покажу, как можно сравнивать учебные планы.
Теперь по существу вопроса: отличия у ИБ и КБ есть. Первое (как ни странно, до сих пор вызывающее жаркие споры) - КБ - специалитет, там учатся 5,5 лет (да-да, 5 лет и 6 месяцев, таков срок освоения этой образовательной программы. Дипломы получают в феврале), а ИБ - бакалавриат. Бакалавры ИБ могут продолжить обучение в магистратуре, она у нас по этому направлению тоже есть. На КБ у нас не предусмотрен внебюджетный набор (это именно у нас, не везде так, смотрите информацию на сайте выбранных вами вузов), на ИБ - есть. Соответственно, и учебные планы разные - можете сравнить сами, например, вот в этих статьях:
- Информационная безопасность профиль «Безопасность компьютерных систем»
- Компьютерная безопасность профиль «Математические методы защиты информации»
Мораль 2: при подготовке к поступлению обязательно читайте официальные документы и смотрите учебный план.
Ошибка третья: У нас не институт, а университет. И нет, это не одно и то же. Сегодня тренды образования таковы, что слово "институт" все чаще становится синонимом слова "факультет". Покажу на примере МГУ:
Почему я докопалась до слов это важно? Потому, что в некоторых вузах есть совмещенный конкурс на несколько образовательных программ одного факультета/института, и "в быту" приемной комиссии это называется "общий конкурс на факультет/в институт". Не зная терминов, вы рискуете неверно понять сотрудника приемной комиссии на консультации, сделать неправильные выводы, что, в свою очередь, может привести вас к неверном решению.
Мораль 3: знать термины и не путаться в них - важно.
Ошибка 4: Не следует считать число бюджетных мест константой. Это не так: бюджетные места выделяются министерством на каждый год приема отдельно. Сколько будет мест в магистратуре к тому времени, когда сегодняшний абитуриент закончит бакалавриат, не знает никто.
Здесь морали не будет, просто запомните: число мест на 4 года вперед неизвестно.
А теперь разберем остальные вопросы. На оба вопроса можно ответить просто "да", но я напишу чуть подробнее.
И можно ли после окончания университета поступить в магистратуру в других городах: Москве или Санкт-Петербурге? - можно. После любого бакалавриата можно поступить в любую магистратуру в любом вузе любого города любой страны. Из тех моих студентов, с кем я общаюсь довольно близко, двое закончили после нашего факультета магистратуру ВШЭ (кстати, одна из них сейчас в Гватемале. Благодаря современным средствам связи и возможности удаленной работы мои нынешние студенты работают над программным продуктом для той самой благотворительной организации), одна девушка учится в магистратуре Германии. Забавно, но все трое - выпускники направления "Математика и компьютерные науки".
После окончания университета, есть ли трудоустройство на предприятиях Ярославля и области? - ни один из наших выпускников не остается без работы (если сам не захочет, конечно). Как правило, работа находит ребят (именно так, а не наоборот) на 2-3 курсе. Чаще всего ребята работают в сфере программирования, аналитик и защиты информации. В процессе учебы у студентов есть масса возможностей пройти стажировку и/или практику у наших компаний-партнеров, более того, наш факультет активно привлекает к работе в качестве преподавателей действующих "практиков" - к примеру, в сентябре только на нашу кафедру пришли работать 2 молодых преподавателя, которые работают программистами в ИТ-компаниях "Тензор" и "Аквелон" и преподают нашим студентам дисциплины "Программирование на языке Python", "Web-программирование", "Системы контроля версий", "Визуальные системы", "Программирование в системе Oracle" и практику по объектно-ориентированному программированию. И, напомню, это только одна кафедра, на которой я работаю. У других ситуация аналогичная - практикующие программисты приходят к нам и учат наших студентов. Такой подход обеспечивает отсутствие разрыва между учебой и будущей работой, благодаря чему наши студенты не имеют проблем с работой.
Уважаемые читатели! Не стесняйтесь задавать вопросы - мне, приемной комиссии, выбранному вузу. Этим вы поможете и себе - проясните ситуацию, добьетесь ясности, получите ответы, и вузу - работники приемной комиссии и выбранного вами факультета будут знать, какие темы надо осветить подробнее на сайте и в соцсетях, и другим абитуриентам - на примере ваших вопросов и ошибок смогут научиться и другие. Напомню, мне свои вопросы о поступлении вы можете задать, перейдя по этой ссылке. Ответы - по традиции, в статьях на моем канале с тегами #в помощь абитуриенту и #советы абитуриентам и их родителям