Найти тему

Его приговорили к смерти за придумывание новых богов и развращение молодежи | или апология Сократа

На этом канале уже есть видео о Сократе. Поэтому просто для напоминания можно его посмотреть:

Итак, Сократ практиковал странные разговоры. Он не обучал и не сообщал новости. Он скорее сам спрашивал и предлагал: давай вместе разберемся. Ведь я сам многого не понимаю.

Однако часто считают, что это уловка Сократа. Он, на самом деле, знал ответы на свои вопросы, но хотел, чтобы собеседники сами пришли к ним.

Да..., но почему часто этого самого ответа не было? Многие диалоги ничем не заканчивались. А может дело не в ответе? Может быть эти странные беседы (получившие название "диалектика") и затевались не для ответа? Тогда зачем он беседовал? Давайте разберемся.

Сначала скажем вот о чем. Не всем нравилась эта манера задавать вопросы. Да еще и результат этих разговоров виделся весьма сомнительным. Казалось, что иногда он просто троллил собеседника:

Один из моих аспирантов как-то сказал: "Что же собеседники Сократа не побили его. Ведь часто он выставлял их просто на посмешище". Может и были "осязаемые" аргументы у слушателей. Кто ж его знает.

И все же были слушатели, кто неотступно следовал за ним по пятам: в гимнасий и палестры, на рынки, просто на улицы Афин под тенью платана.

После смерти Сократа возникли многочисленные школы его последователей (элидская, мегарская, киренская школы, школа киников), но самым известным учеником Сократа был, конечно же, Платон (V-IV вв. до н.э.).

Платон создал свою философскую школу - Академию, где он не философии учил (как часто считают), а мудрости в жизни (но об этом поговорим в других статьях и видео).

В своих диалогах (написанных прежде всего для учеников Академии) Платон именно Сократа сделал своим главным героем. Но даже в учебных целях диалоги не снабжались выводами и наставлениями.

Мы вернулись к тому, с чего начали: зачем Сократ вел свои беседы (которые он еще и не записывал) и Платон в каком-то смысле лишь записал эти диалоги (мы сейчас не говорим о том, что в них от Сократа, что от Платона).

И пока сделаем промежуточное предположение: диалоги ведутся совсем не для того, чтобы получить ответ на вопрос (что такое знание, что такое красота и благо). А для чего? Продолжение следует...