Найти в Дзене
Old school dude

О чем поет 20-струнная гитара. Часть 2

Оглавление

История гитары, начавшись более трех тысячелетий назад, изобиловала смелыми экспериментами. Шло время, и появляющиеся новые технологии пробуждали в людях соблазн творчества, приводя их к созданию невиданных прежде форм инструментов. Особым этапом в развитии стало появление электрогитар. Окончание, начало здесь:

20-струнная гитара. Фото из открытых источников
20-струнная гитара. Фото из открытых источников

Время электричества

В 1924 году инженер-изобретатель компании "Gibson" Ллойд Лоэр изобрел первый в мире магнитный звукосниматель. А именно для гитары первый звукосниматель был сконструирован Джорджем Бошампом, представителем фирмы "Ro-Pat-In" (ее более позднее название "Rickenbacker"), после чего его стали использовать в акустических гитарах. Но вот в 1931 году "Rickenbacker" установила его на первую серийную электрогитару модели "Rickenbacker Electro А-22", прозванную в народе "Frying Pan" (Сковородой). Инструмент внешним видом действительно напоминал сковороду, и хоть по сути своей являлся стил-гитарой, он был сделан из литого алюминия и имел звукосниматель с парой подковообразных магнитов, изогнутых над струнами.

"Rickenbacker Electro А-22". Фото из открытых источников
"Rickenbacker Electro А-22". Фото из открытых источников

Именно в таком виде гитара была разработана для того, чтобы удовлетворить возросший спрос на гавайскую музыку.

Свою идею Джордж Бошамп не успел вовремя запатентовать, благодаря чему другие производители гитар в 1930-е годы принялись активно воплощать ее в своих наработках. В 1940 году Лес Пол, американский гитарист-виртуоз и изобретатель, создал цельнокорпусную электрогитару "The Log" , своим обликом являющуюся прототипом современных инструментов. "The Log" собиралась в нерабочее время на гитарной фабрике "Epiphone" . Ставя цель уменьшить фидбэк и добиться качественного сустэйна, Лес скрепил часть полого корпуса гитары "Epiphone", распиленного продольно, с бруском посередине, после чего добавил бридж, гриф, струны и звукосниматели.

Гитара Лес Пола "The Log". Фото из открытых источников
Гитара Лес Пола "The Log". Фото из открытых источников

Тем временем электрогитары постепенно завоевывали популярность, они стали звучать акцентировано громче, их можно было использовать как в оркестрах и ансамблях в роли аккомпанемента, так и сольным инструментом. Исторически же первую сольную партию электрогитары в оркестре исполнил Эдди Дарэм в джазовой пьесе "Time Out". После чего звукозаписывающие компании, уловив тенденцию, принялись активно продвигали композиции с использованием электрогитар.

Когда в 1941 году Лес Пол обратился в "Gibson Guitar Corporation" со своей идеей массового воспроизводства цельнокорпусной электрогитары, там не проявили поначалу интереса. А вот их конкуренты, компания "Fender Musical Instruments Corporation", усилиями своего инженера и дизайнера Пола Бигсби, основываясь на концептуальных идеях гитариста Мерла Трэвиса, разработали и стали с успехом продавать свои твердотельные электрогитары с колками на одной стороне головки грифа – "Esquire" (с одним звукоснимателем) и "Broadcaster" (с двумя звукоснимателями). А Бигсби же помимо создания этих гитар прославился позже еще и именным революционным механическим устройством тремоло "Bigsby" , передающим эффект настоящего вибрато.

Простой, но эффективный дизайн и революционное звучание открыли новые горизонты популярной музыки и задали тенденции в производстве электрогитар. Гитары "Broadcaster" стали серийно производиться Лео Фендером с 1948 года, а позже переименовались в прекрасно знакомые всем "Telecaster".

"Fender Broadcaster". Фото из открытых источников
"Fender Broadcaster". Фото из открытых источников

"Telecaster" сыграли в свое время и играют до сих пор важную роль в развитии кантри, электрического блюза, фанка, рок-н-ролла, прогрессива и других форм популярной музыки. Их конструкция позволяет гитаристам вести ведущие инструментальные партии громко, а при желании и с длительным сустейном. На "Telecaster" играли многие известные гитаристы, в том числе и Алекс Лайфсон из группы Rush . В одном из интервью он признался в своей привязанности к этому инструменту:

"Я приобрел переиздание "Telecaster" 1959 года еще в 1981 году, и с тех пор эта гитара стала моей основной гитарой на все эти годы. Каждый раз я выбираю это своего старого друга".

Глава компании "Gibson Guitar Corporation" Орвилл Гибсон спохватился лишь в начале 1950-х годов, после чего обратился к Лесу Полу, ставшему к тому времени чрезвычайно популярным гитаристом-виртуозом, и тот поучаствовал в разработке электрогитары, получившей в итоге его собственное имя.

"Gibson Les Paul". Фото из открытых источников
"Gibson Les Paul". Фото из открытых источников

С той поры "Gibson Les Paul" стала одним из самых популярных инструментов среди рок-музыкантов. В числе тех, с именем кого он прочно ассоциируется, Джимми Пейдж, Марк Болан и многие другие.

Видео с ютуб-канала Leonard Vinci

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

Видео с ютуб-канала Magda0815007

В "Fender Musical Instruments Corporation" в свою очередь тоже не почивали на лаврах и к 1954 году разработали модель электрогитары "Fender Stratocaster", в просторечии известный как "Strat" . Это была гитара с двойным вырезом и удлиненным верхним рогом для баланса. Конструкция с тремя звукоснимателями предлагала музыкантам расширенную универсальность и больший выбор качества звука по сравнению с более ранними электрогитарами с одним и двумя звукоснимателями. Она имела отзывчивый и упрощенный рычаг вибрато, интегрированный в пластину бриджа, что значительно улучшало устройство по сравнению с другими системами вибрато.

Существенный вклад в рост популярности электрогитар внесла наступившая эра рок-н-ролла. За развитие музыкального стиля, включающего гитарные соло и зрелищность шоу, стоит поблагодарить пионеров и первопроходцев той удивительной эпохи. Эти музыканты оказали не только большое влияние на всю последующую рок-музыку и отношение к ней, но и ответственны за восшествие электрогитар на пик моды. Отмечу ряд героев рок-н-ролла особо:

Чак Берри. Видео с ютуб-канала gaslightrecords

Дуэйн Эдди. Видео с ютуб-канала xrayit

Бо Диддли. Видео с ютуб-канала SURFSTYLEY4

По окончании 1965 года в компании "CBS Instruments", которая к тому моменту контролировала "Fender Musical Instruments Corporation", зафиксировали первое падение продаж "Stratocaster". Такая тенденция продолжалась еще пару лет. Но тут на их счастье на рок-небосклоне взошла звезда гения гитары Джими Хендрикса, выпустившего в марте 1967 года свой первый хит – "Purple Haze".

Магия музыки Джими исходила прямо из стека его "Страта". С той поры и почалось возрождение ажиотажного спроса на "Fender Stratocaster". Джими открыл в электрогитаре бесконечный источник возможностей нового звучания. Его уникальный стиль игры и феноменальное мастерство привели к резкому увеличению продаж "Stratocaster", а история музыки зафиксировала с той поры "Strat" как ведущую модель среди всех электрогитар.

В последующем многие известные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей "Fender" и "Gibson" . Однако, впоследствии такие фирмы как "Rickenbacker", "Ibanez", "MusicMan", "Jackson", "Yamaha", "Hamer", "B.C. Rich", "ESP", "Schecter" и ряд других выпустили собственные модельные ряды электрогитар, которые стали очень популярными в мире.

Нельзя не отметить и ощутимую лепту в популярность гитар, которую внесла волшебная четверка из Ливерпуля. Опираясь на ряд исследований многих историков музыки, можно смело утверждать, что гитарного бума 1960-х годов в мире без The Beatles не случилось бы вовсе. Об инструментальной базе эпохального квартета можно прочесть здесь.

Со временем богатые возможности обработки гитарного звука позволили до неузнаваемости изменить звучание классической гитары в ее электрической ипостаси. Начиная от появления первых эффектов дисторшн, вау-вау и фузз, и заканчивая использованием аналоговых и цифровых процессоров. Одновременно расширились исполнительские возможности.

Линк Рэй. Видео с ютуб - канала Classic Rock on MV

The Kinks. Видео с ютуб-канала bevitore

Видео с ютуб-канала SonicHeads

Басовый тон

В 1951 году Лео Фендер, американский изобретатель и основатель фирмы "Fender Musical Instruments Corporation", выпустил первую бас-гитару "Fender Precision Bass", разработанную им на основе его электрогитары "Fender Telecaster". Она имела четыре струны, настраиваемые "Соль-Ре-Ля-Ми". Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность, постепенно вытесняя из обихода контрабас. Идеи, заложенные в его конструкции, стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение "Бас фендер" на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще.

Fender Precision Bass. Фото из открытых источников
Fender Precision Bass. Фото из открытых источников

Некоторое время модели "Fender" доминировали на рынке бас-гитар, пока их конкуренты разрабатывали свои варианты. Позже им удалось восполнить и эту нишу. Один из ранних знаменитых вариантов бас-гитары – это выпущенная в 1955 году немецкой фирмой "Höfner" электроакустическая бас-гитара 500/1, имеющая форму скрипки. Довольно скоро эта модель стала широко известной благодаря тому, что ее избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни.

" Höfner 500/1" модель 1963 года. Фото из открытых источников
" Höfner 500/1" модель 1963 года. Фото из открытых источников

Преследуя цель увеличения регистра инструмента, постепенно стали создавать 5-струнные, 6-струнные, 8-струнные, 10-струнные, 12-струнные, 14-струнные и даже 24-струнные и 36-струнные бас-гитары. Как звучит 36-струнный бас? Оцените:

Количество струн имеет значение

Все основные инновации в гитаростроительстве связаны с электрогитарами. Так Ульрих Рот, ведущий гитарист Scorpions, желая расширить диапазон звучания своего инструмента в 1980-х годах заказал гитару с дополнительными ладами.

"Sky Guitar". Фото из открытых источников
"Sky Guitar". Фото из открытых источников

Но его "Sky Guitar" теперь не только имела возможность имитировать высокие ноты скрипки, но и у нее было в наличие семь струн.

Ряд гитаристов, как и Ульрих Рот, посчитало, что традиционные шесть струн на электрогитаре не позволяют им в полной мере реализовать свои творческие задумки. Ведь играя на 7-й более низкой струне, обычно настраиваемой на "Си", можно "украсть" у басиста немного низких частот и повысить плотность звучания. Особенно это ярко проявляется в жанровых разновидностях металла. А первые 7-струнные полуакустические электрогитары выпускались компанией "Gretsch" еще в конце 60-х – начале 70-х годов. Они были выполнены в стилях "полого тела" или "полуплотого" арктопа, с центральной резонирующей камерой.

"Ibanez UV7". Фото из открытых источников
"Ibanez UV7". Фото из открытых источников

А вот первой серийно выпускаемой твердокорпусной электрической семистрункой была "Ibanez UV7", ставшая визитной карточкой Стива Вая. Ее также использовали Джон Петруччи, Реб Бич многие другие.

Восьмиструнные гитары встречаются реже, чем 6 и 7-струнные гитары, но все же и они нашли применение у некоторых гитаристов, играющих классику, джаз и металл. На них установлена дополнительная басовая струна (в стандартном строе – "Соль b", в дропе – "Ми"). Отличительной особенностью 8-струнной гитары является то, что она обладает более насыщенным, "рояльным" звучанием. Это позволяет использовать более широкий тональный диапазон и альтернативные настройки, такие как настройка мажорных третей, которые упрощают импровизацию по мнению ряда музыкантов.

А первая восьмиструнная электрогитара была создана по специальному заказу шведской группы Meshuggah. Именно они своей популярностью спровоцировали разработку и появление в Японии в 2007 году в продаже первой серийно производимой 8-струнной электрогитары "Ibanez RG2228". Инструмент часто ассоциируется со стилем "Джент", когда звукоизвлечения идут в подражании звучанию заглушенных аккордов, извлекаемых на сильно перегруженной электрогитаре. Это можно услышать в таких жанрах, как мат-метал, прогрессивный метал, металкор и дэткор.

Ibanez RG2228. Фото из открытых источников
Ibanez RG2228. Фото из открытых источников

8-струнную гитару облюбовали некоторые современные хэви-метал гитаристы, такие как Фредрик Тордендал, Мартен Хагстрем, Дино Казарес, Стивен Карпентер, Грег Берджесс, Саймон Жирар, Трент Хафдал, Джош Трэвис, Тосин Абаси и ряд других.

Возможно вы в курсе, что 8 струн в электрогитаре – далеко не предел, есть инструменты и 9-струнные и 10-струнные (электродекакорд). Для девятиструнки обычно расширяют концепцию 7-струнной и 8-струнной гитары, добавляя дополнительную струну с низкими или высокими настройками. 9-струнные гитары с расширенным диапазоном иногда имеют многомасштабную конструкцию грифа, где басовые струны длиннее, что помогает их правильной интонации, улучшает баланс натяжения струн между собой и "шлифует" гармонические обертоны. Ряд музыкантов, в том числе и Джастин Лоу из группы After the Burial играли на 9-струнной гитаре "Ibanez RG90BKP".

Что касается 10-струнных гитар, то они либо изготавливаются на заказ, либо производятся в небольших количествах из-за очень небольшого рынка сбыта. Большинство этих инструментов настроено как и 9-струнные с дополнительной басовой струной "Ля". Посмотрите обзор 10-струнной гитары "B. C. Rich Rich Bich 10 Supreme Electric":

Но и 10 струн – далеко не предел. Энтузиасты-блогеры то ли ради реализации честолюбивых замыслов, то ли ради хайпа порой изобретают уникальные многострунные электрогитары.

В ноябре 2012 года компания "Legend Music Manteca" провела один из раундов конкурса "Guitar Wars". И выступление гитариста Джимбо на сцене "Legend Music Sound Stage" с его демонстрацией тэппинга на своей 14-струнной гитаре безусловно всех впечатлило, а позже разлетелось по интернету.

В 2018 году ютуб-блогер Джаред Дайнс представил свою 18-струнную гитару "Ormsby Djent 2018" . Она была сконструирована австралийским мастером Перри Ормсби и имела корпус из двух частей, гриф из девяти частей и индивидуальные звукосниматели. Это очень причудливая, нестандартная гитара, и теперь мы можем услышать, как она звучит:

И вот недавно Джаред Дайнс продемонстрировал свой последний инструмент – версию 20-струнной электрогитары "Mountain Dew Meme", которая до своего выхода в свет уже приобрела популярность как интернет-мем. Изображение этого монстра, концепт его дизайна витали по Интернету в течение нескольких лет. И вот теперь этой гитарой Джаред поднял планку амбиций на новую высоту. Диковинный инструмент был изготовлен на заказ китайской компанией "10S Custom Guitars", в которой потратили более полугода на его создание. Из-за своих больших размеров 20-струнная модель представляет собой сложную задачу играть на ней в любом обычном стиле. На видео Дайнс решил музицировать в сидячем положении на коленях в виду чудовищного радиуса грифа и большого веса инструмента:

Расписывать особенности многострунных гитар можно бесконечно. Если же говорить кратко, то чем больше струн, тем толще, мощнее и длиннее гриф, и тем более значительное и плотное звучание получается на выходе. Многострунные электрогитары очень часто делаются по кастомным схемам. Иногда в мастерских создается серьезный инструмент с определенной узкой целью.

0-струн

В конце представлю вам инструмент совсем без струн. Это полностью электронная "Kitara", которую выпустила американская фирма "Misa Digital". По сути – это новый тип гитары. Она является стопроцентно цифровой, что позволяет гитаристам создать новый мир электронного звука. Имея встроенный полифонический синтезатор и сенсорный экран с мультитачем, "Kitara" позволяет гитаристам полностью выразить свои идеи, безгранично расширяя возможности электронной музыки.

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!

➤Другие статьи схожей тематики:

❇️О чем поет 20-струнная гитара. Часть-1

❇️Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы по версии журнала "Total Guitar"

❇️Лучшие джазовые и фьюжн-гитаристы, лучшие акустические гитаристы всех времен по версии журнала "Total Guitar "

❇️Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar "

❇️Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

❇️Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен

❇️Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"