История гитары, начавшись более трех тысячелетий назад, изобиловала смелыми экспериментами. Шло время, и появляющиеся новые технологии пробуждали в людях соблазн творчества, приводя их к созданию невиданных прежде форм инструментов. Особым этапом в развитии стало появление электрогитар. Окончание, начало здесь:
Время электричества
В 1924 году инженер-изобретатель компании "Gibson" Ллойд Лоэр изобрел первый в мире магнитный звукосниматель. А именно для гитары первый звукосниматель был сконструирован Джорджем Бошампом, представителем фирмы "Ro-Pat-In" (ее более позднее название "Rickenbacker"), после чего его стали использовать в акустических гитарах. Но вот в 1931 году "Rickenbacker" установила его на первую серийную электрогитару модели "Rickenbacker Electro А-22", прозванную в народе "Frying Pan" (Сковородой). Инструмент внешним видом действительно напоминал сковороду, и хоть по сути своей являлся стил-гитарой, он был сделан из литого алюминия и имел звукосниматель с парой подковообразных магнитов, изогнутых над струнами.
Именно в таком виде гитара была разработана для того, чтобы удовлетворить возросший спрос на гавайскую музыку.
Свою идею Джордж Бошамп не успел вовремя запатентовать, благодаря чему другие производители гитар в 1930-е годы принялись активно воплощать ее в своих наработках. В 1940 году Лес Пол, американский гитарист-виртуоз и изобретатель, создал цельнокорпусную электрогитару "The Log" , своим обликом являющуюся прототипом современных инструментов. "The Log" собиралась в нерабочее время на гитарной фабрике "Epiphone" . Ставя цель уменьшить фидбэк и добиться качественного сустэйна, Лес скрепил часть полого корпуса гитары "Epiphone", распиленного продольно, с бруском посередине, после чего добавил бридж, гриф, струны и звукосниматели.
Тем временем электрогитары постепенно завоевывали популярность, они стали звучать акцентировано громче, их можно было использовать как в оркестрах и ансамблях в роли аккомпанемента, так и сольным инструментом. Исторически же первую сольную партию электрогитары в оркестре исполнил Эдди Дарэм в джазовой пьесе "Time Out". После чего звукозаписывающие компании, уловив тенденцию, принялись активно продвигали композиции с использованием электрогитар.
Когда в 1941 году Лес Пол обратился в "Gibson Guitar Corporation" со своей идеей массового воспроизводства цельнокорпусной электрогитары, там не проявили поначалу интереса. А вот их конкуренты, компания "Fender Musical Instruments Corporation", усилиями своего инженера и дизайнера Пола Бигсби, основываясь на концептуальных идеях гитариста Мерла Трэвиса, разработали и стали с успехом продавать свои твердотельные электрогитары с колками на одной стороне головки грифа – "Esquire" (с одним звукоснимателем) и "Broadcaster" (с двумя звукоснимателями). А Бигсби же помимо создания этих гитар прославился позже еще и именным революционным механическим устройством тремоло "Bigsby" , передающим эффект настоящего вибрато.
Простой, но эффективный дизайн и революционное звучание открыли новые горизонты популярной музыки и задали тенденции в производстве электрогитар. Гитары "Broadcaster" стали серийно производиться Лео Фендером с 1948 года, а позже переименовались в прекрасно знакомые всем "Telecaster".
"Telecaster" сыграли в свое время и играют до сих пор важную роль в развитии кантри, электрического блюза, фанка, рок-н-ролла, прогрессива и других форм популярной музыки. Их конструкция позволяет гитаристам вести ведущие инструментальные партии громко, а при желании и с длительным сустейном. На "Telecaster" играли многие известные гитаристы, в том числе и Алекс Лайфсон из группы Rush . В одном из интервью он признался в своей привязанности к этому инструменту:
"Я приобрел переиздание "Telecaster" 1959 года еще в 1981 году, и с тех пор эта гитара стала моей основной гитарой на все эти годы. Каждый раз я выбираю это своего старого друга".
Глава компании "Gibson Guitar Corporation" Орвилл Гибсон спохватился лишь в начале 1950-х годов, после чего обратился к Лесу Полу, ставшему к тому времени чрезвычайно популярным гитаристом-виртуозом, и тот поучаствовал в разработке электрогитары, получившей в итоге его собственное имя.
С той поры "Gibson Les Paul" стала одним из самых популярных инструментов среди рок-музыкантов. В числе тех, с именем кого он прочно ассоциируется, Джимми Пейдж, Марк Болан и многие другие.
Видео с ютуб-канала Leonard Vinci
Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin
Видео с ютуб-канала Magda0815007
В "Fender Musical Instruments Corporation" в свою очередь тоже не почивали на лаврах и к 1954 году разработали модель электрогитары "Fender Stratocaster", в просторечии известный как "Strat" . Это была гитара с двойным вырезом и удлиненным верхним рогом для баланса. Конструкция с тремя звукоснимателями предлагала музыкантам расширенную универсальность и больший выбор качества звука по сравнению с более ранними электрогитарами с одним и двумя звукоснимателями. Она имела отзывчивый и упрощенный рычаг вибрато, интегрированный в пластину бриджа, что значительно улучшало устройство по сравнению с другими системами вибрато.
Существенный вклад в рост популярности электрогитар внесла наступившая эра рок-н-ролла. За развитие музыкального стиля, включающего гитарные соло и зрелищность шоу, стоит поблагодарить пионеров и первопроходцев той удивительной эпохи. Эти музыканты оказали не только большое влияние на всю последующую рок-музыку и отношение к ней, но и ответственны за восшествие электрогитар на пик моды. Отмечу ряд героев рок-н-ролла особо:
Чак Берри. Видео с ютуб-канала gaslightrecords
Дуэйн Эдди. Видео с ютуб-канала xrayit
Бо Диддли. Видео с ютуб-канала SURFSTYLEY4
По окончании 1965 года в компании "CBS Instruments", которая к тому моменту контролировала "Fender Musical Instruments Corporation", зафиксировали первое падение продаж "Stratocaster". Такая тенденция продолжалась еще пару лет. Но тут на их счастье на рок-небосклоне взошла звезда гения гитары Джими Хендрикса, выпустившего в марте 1967 года свой первый хит – "Purple Haze".
Магия музыки Джими исходила прямо из стека его "Страта". С той поры и почалось возрождение ажиотажного спроса на "Fender Stratocaster". Джими открыл в электрогитаре бесконечный источник возможностей нового звучания. Его уникальный стиль игры и феноменальное мастерство привели к резкому увеличению продаж "Stratocaster", а история музыки зафиксировала с той поры "Strat" как ведущую модель среди всех электрогитар.
В последующем многие известные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей "Fender" и "Gibson" . Однако, впоследствии такие фирмы как "Rickenbacker", "Ibanez", "MusicMan", "Jackson", "Yamaha", "Hamer", "B.C. Rich", "ESP", "Schecter" и ряд других выпустили собственные модельные ряды электрогитар, которые стали очень популярными в мире.
Нельзя не отметить и ощутимую лепту в популярность гитар, которую внесла волшебная четверка из Ливерпуля. Опираясь на ряд исследований многих историков музыки, можно смело утверждать, что гитарного бума 1960-х годов в мире без The Beatles не случилось бы вовсе. Об инструментальной базе эпохального квартета можно прочесть здесь.
Со временем богатые возможности обработки гитарного звука позволили до неузнаваемости изменить звучание классической гитары в ее электрической ипостаси. Начиная от появления первых эффектов дисторшн, вау-вау и фузз, и заканчивая использованием аналоговых и цифровых процессоров. Одновременно расширились исполнительские возможности.
Линк Рэй. Видео с ютуб - канала Classic Rock on MV
The Kinks. Видео с ютуб-канала bevitore
Видео с ютуб-канала SonicHeads
Басовый тон
В 1951 году Лео Фендер, американский изобретатель и основатель фирмы "Fender Musical Instruments Corporation", выпустил первую бас-гитару "Fender Precision Bass", разработанную им на основе его электрогитары "Fender Telecaster". Она имела четыре струны, настраиваемые "Соль-Ре-Ля-Ми". Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность, постепенно вытесняя из обихода контрабас. Идеи, заложенные в его конструкции, стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение "Бас фендер" на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще.
Некоторое время модели "Fender" доминировали на рынке бас-гитар, пока их конкуренты разрабатывали свои варианты. Позже им удалось восполнить и эту нишу. Один из ранних знаменитых вариантов бас-гитары – это выпущенная в 1955 году немецкой фирмой "Höfner" электроакустическая бас-гитара 500/1, имеющая форму скрипки. Довольно скоро эта модель стала широко известной благодаря тому, что ее избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни.
Преследуя цель увеличения регистра инструмента, постепенно стали создавать 5-струнные, 6-струнные, 8-струнные, 10-струнные, 12-струнные, 14-струнные и даже 24-струнные и 36-струнные бас-гитары. Как звучит 36-струнный бас? Оцените:
Количество струн имеет значение
Все основные инновации в гитаростроительстве связаны с электрогитарами. Так Ульрих Рот, ведущий гитарист Scorpions, желая расширить диапазон звучания своего инструмента в 1980-х годах заказал гитару с дополнительными ладами.
Но его "Sky Guitar" теперь не только имела возможность имитировать высокие ноты скрипки, но и у нее было в наличие семь струн.
Ряд гитаристов, как и Ульрих Рот, посчитало, что традиционные шесть струн на электрогитаре не позволяют им в полной мере реализовать свои творческие задумки. Ведь играя на 7-й более низкой струне, обычно настраиваемой на "Си", можно "украсть" у басиста немного низких частот и повысить плотность звучания. Особенно это ярко проявляется в жанровых разновидностях металла. А первые 7-струнные полуакустические электрогитары выпускались компанией "Gretsch" еще в конце 60-х – начале 70-х годов. Они были выполнены в стилях "полого тела" или "полуплотого" арктопа, с центральной резонирующей камерой.
А вот первой серийно выпускаемой твердокорпусной электрической семистрункой была "Ibanez UV7", ставшая визитной карточкой Стива Вая. Ее также использовали Джон Петруччи, Реб Бич многие другие.
Восьмиструнные гитары встречаются реже, чем 6 и 7-струнные гитары, но все же и они нашли применение у некоторых гитаристов, играющих классику, джаз и металл. На них установлена дополнительная басовая струна (в стандартном строе – "Соль b", в дропе – "Ми"). Отличительной особенностью 8-струнной гитары является то, что она обладает более насыщенным, "рояльным" звучанием. Это позволяет использовать более широкий тональный диапазон и альтернативные настройки, такие как настройка мажорных третей, которые упрощают импровизацию по мнению ряда музыкантов.
А первая восьмиструнная электрогитара была создана по специальному заказу шведской группы Meshuggah. Именно они своей популярностью спровоцировали разработку и появление в Японии в 2007 году в продаже первой серийно производимой 8-струнной электрогитары "Ibanez RG2228". Инструмент часто ассоциируется со стилем "Джент", когда звукоизвлечения идут в подражании звучанию заглушенных аккордов, извлекаемых на сильно перегруженной электрогитаре. Это можно услышать в таких жанрах, как мат-метал, прогрессивный метал, металкор и дэткор.
8-струнную гитару облюбовали некоторые современные хэви-метал гитаристы, такие как Фредрик Тордендал, Мартен Хагстрем, Дино Казарес, Стивен Карпентер, Грег Берджесс, Саймон Жирар, Трент Хафдал, Джош Трэвис, Тосин Абаси и ряд других.
Возможно вы в курсе, что 8 струн в электрогитаре – далеко не предел, есть инструменты и 9-струнные и 10-струнные (электродекакорд). Для девятиструнки обычно расширяют концепцию 7-струнной и 8-струнной гитары, добавляя дополнительную струну с низкими или высокими настройками. 9-струнные гитары с расширенным диапазоном иногда имеют многомасштабную конструкцию грифа, где басовые струны длиннее, что помогает их правильной интонации, улучшает баланс натяжения струн между собой и "шлифует" гармонические обертоны. Ряд музыкантов, в том числе и Джастин Лоу из группы After the Burial играли на 9-струнной гитаре "Ibanez RG90BKP".
Что касается 10-струнных гитар, то они либо изготавливаются на заказ, либо производятся в небольших количествах из-за очень небольшого рынка сбыта. Большинство этих инструментов настроено как и 9-струнные с дополнительной басовой струной "Ля". Посмотрите обзор 10-струнной гитары "B. C. Rich Rich Bich 10 Supreme Electric":
Но и 10 струн – далеко не предел. Энтузиасты-блогеры то ли ради реализации честолюбивых замыслов, то ли ради хайпа порой изобретают уникальные многострунные электрогитары.
В ноябре 2012 года компания "Legend Music Manteca" провела один из раундов конкурса "Guitar Wars". И выступление гитариста Джимбо на сцене "Legend Music Sound Stage" с его демонстрацией тэппинга на своей 14-струнной гитаре безусловно всех впечатлило, а позже разлетелось по интернету.
В 2018 году ютуб-блогер Джаред Дайнс представил свою 18-струнную гитару "Ormsby Djent 2018" . Она была сконструирована австралийским мастером Перри Ормсби и имела корпус из двух частей, гриф из девяти частей и индивидуальные звукосниматели. Это очень причудливая, нестандартная гитара, и теперь мы можем услышать, как она звучит:
И вот недавно Джаред Дайнс продемонстрировал свой последний инструмент – версию 20-струнной электрогитары "Mountain Dew Meme", которая до своего выхода в свет уже приобрела популярность как интернет-мем. Изображение этого монстра, концепт его дизайна витали по Интернету в течение нескольких лет. И вот теперь этой гитарой Джаред поднял планку амбиций на новую высоту. Диковинный инструмент был изготовлен на заказ китайской компанией "10S Custom Guitars", в которой потратили более полугода на его создание. Из-за своих больших размеров 20-струнная модель представляет собой сложную задачу играть на ней в любом обычном стиле. На видео Дайнс решил музицировать в сидячем положении на коленях в виду чудовищного радиуса грифа и большого веса инструмента:
Расписывать особенности многострунных гитар можно бесконечно. Если же говорить кратко, то чем больше струн, тем толще, мощнее и длиннее гриф, и тем более значительное и плотное звучание получается на выходе. Многострунные электрогитары очень часто делаются по кастомным схемам. Иногда в мастерских создается серьезный инструмент с определенной узкой целью.
0-струн
В конце представлю вам инструмент совсем без струн. Это полностью электронная "Kitara", которую выпустила американская фирма "Misa Digital". По сути – это новый тип гитары. Она является стопроцентно цифровой, что позволяет гитаристам создать новый мир электронного звука. Имея встроенный полифонический синтезатор и сенсорный экран с мультитачем, "Kitara" позволяет гитаристам полностью выразить свои идеи, безгранично расширяя возможности электронной музыки.
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!
➤Другие статьи схожей тематики:
❇️О чем поет 20-струнная гитара. Часть-1
❇️Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы по версии журнала "Total Guitar"
❇️Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar "
❇️Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
❇️Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен
❇️Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"