Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 1:1-10. Благовестие о рождении Иоанна Крестителя (начало).

Это Евангелие написано Лукой не позднее 63 г. по Р.Х. Об этом говорит обрывистое окончание книги Деяний того же автора. Апостола Павла арестовали в первый раз в Риме ориентировочно между 61-м и 63-м годом. Нет описания второго заключения и казни Павла. Возможно, Лука не просто успел дописать вторую книгу.

«1Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, 3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лук.1:1-4) .

Особенность Евангелия от Луки в том, что автор подошел к своему труду системно, тщательно собирая свидетельства, записывая со слов очевидцев и служителей Слова. Кто такие служители Слова?

По этому поводу есть один любопытный текст. «Быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения» (Деян.13:5).

Иоанн Марк, автор Евангелия от Марка, был очевидцем событий, связанных со служением Иисуса Христа, и Павлу он был нужен не просто в качестве слуги, который заботится о пище и поливает воду на руки апостола. Марк был нужен, прежде всего, в качестве свидетеля и «служителя Слова» о жизни и деятельности Иисуса Христа.

Евангелие от Луки и Деяния – две части одного и того же произведения.

Литературный стиль, образ выражения мыслей одинаков. Посвящены оба труда одному и тому же человеку - Феόфилу. Вряд ли это собирательный образ, потому что обращение «достопочтенный» обычно относилось к конкретному лицу.

Лука был близким спутником Павла, начиная с Троады, где впервые в книге Деяний употребляется слово «мы». Возможно именно Павел вдохновил Луку написать Евангелие.

В отличие от Евангелия от Матфея, направленное в основном иудеям, и Евангелия от Марка, больше обращенное к римлянам, Евангелие от Луки отнесено грекам. В этом Евангелии Иисус показан заинтересованным в служении язычникам более чем в двух предыдущих ранних Евангелиях. Римские сотники у Луки показаны с положительной стороны более чем у других евангелистов. Кроме того, автор возводит родословие Христа ранее Авраама – до Адама и Самого Бога.

Задача Луки – утвердить в вере читателя еще одним истинным свидетельством, собранным из множества источников. Он говорит о «тщательном (ὰκριβως – точно, основательно, аккуратно, осторожно; правильно, достоверно) исследовании» . Так скрупулезно исследуют события историки и биографы. «По порядку» - то есть, следуя точной хронологии событий.

«Твердое основание» как раз и подразумевает ту самую достоверность, отметает различные домыслы, догадки, неточности, а также придуманные истории и красивые легенды. Для Луки основанием является, прежде всего, точность изложения событий, точность слов, которые произносил Спаситель. Точность в передаче всего того, что должно послужить людям во спасение.

Начинает он с даты, подобно тому как это делали ветхозаветные пророки – «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета» (Лук.1:5).

«Ирод» - это имя стало нарицательным вследствие звериной жестокости этого царя (время его правления 37 - 4 гг. до Р.Х.).

Он положил начало целой династии Иродов. И если этот монарх и его преемники вели беспутный и безбожный образ жизни, то Захария и Елисавета были их полной противоположностью. «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лук.1:6).

«Беспорочно» (ἄμεμπτος) – безукоризненно, безупречно, непорочно, без недостатка. Даже в самые темные времена при самых жестоких тиранах всегда находятся люди, чтущие Господа и сохраняющие Ему верность.

«У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лук.1:7) Описание напоминает историю появления на свет Исаака и Самуила, патриарха и пророка древности. Эти истории говорят о прямом вмешательстве Божьем в процесс рождения особых людей в нужное время. О женщинах, которые рожали детей чудесным образом, находясь в глубокой старости.

Почему Лука счел важным поместить в самом начале подробности рождения Иоанна предтечи? Во-первых, следуя точной хронологии. А во-вторых как раз потому, что это рождение, как и последующее за ним рождение Иисуса, было необычным, особенным и даже нереальным с точки зрения человеческой логики. И это необычное рождение Иоанна подготавливало читателя к еще более необычному рождению Иисуса. Иоанн уже в этом был предтечей Иисуса.

Сегодня дьявол умеет подделывать «непорочное зачатие», и для людей уже стало нормой рождение ребенка без отца. Более того, сатана научил специалистов подделывать рождение без матери. Сегодня сын или дочь могут не знать своей матери. Такое стало возможным в век генетических технологий, в век упадка нравов и безбожия.

Библия предупреждала о том, что сатана научится подделывать Божьи чудеса, сделает их обыденными и даже огонь будет низводить с неба, уверяя людей, что в этом нет ничего особенного, что человеку всё подвластно и нет ничего чудесного. И действительно, мы перестаем удивляться чудесам благодаря кинематографу, полетам в космос, развитию генной инженерии, изобретению компьютеров и сотовой связи.

«Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом» (Лук.1:8).

«Авиева череда».

Об это череде священства и ее происхождении мы найдем в Первой книге Паралипоменон (1Пар.24:1-3,5,7,10). Согласно Иосифу Флавию, каждая череда священников должна была служить на протяжение недели от субботы до субботы дважды в году. В праздник Кущей должны были присутствовать все 24 череды.

Захария («Иегова помнит») и Елисавета («мой Бог клянется») принадлежали к небольшому кругу верующих, которые ревностно исследовали пророчества и ожидали пришествия Мессии. Так же как это делали Иосиф с Марией, старец Симеон и Анна.

«9 По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, 10 а все множество народа молилось вне во время каждения» (Лук.1:9,10).

«Каждение» - служение у золотого жертвенника, стоящего прямо перед внутренней завесой, отделяющей святое от святого святых в храме. Данное служение означало ходатайство за народ, символизирующее заступническое служение Христа в небесном храме.

Каждение проводилось ежедневно утром и вечером. Проводилось во время приношения жертвы всесожжения, которая сжигалась на медном жертвеннике во дворе храма. Таким образом, оба жертвенника работали в паре, одновременно. Почему?

Служение каждение и воскурение фимиама сопровождалось вознесением молитв о прощении греха, которое невозможно без жертвы Агнца Божьего.

Только благодаря святой жертве Христа возможно прощение греха. И если золотой жертвенник символизировал прощение, то жертвенник медный олицетворял собой крест.

«Народ молился вне» , то есть у жертвенника всесожжений, во дворе и в притворе храма. Это были святые часы молитвы для всего Израиля. Весь Божий народ в это время молился о прощении грехов и о пришествии Мессии – Спасителя.

Служение каждения являлось самым почетным для священника. Такое было возможно лишь один раз в жизни, потому что никакой священник не мог более одного раза воскурять фимиам у золотого жертвенника. На это служение человек назначался по жребию, который мог и не выпасть. Некоторым священникам вообще никогда не выпадало воскурять фимиам на жертвеннике курений.

Священник выбирал из других священников двух помощников, которые должны были приготовить жертвенник, помазать его рога кровью жертвы, принести новые угли с жертвенника всесожжений, приготовить фимиам, чтобы избранный по жребию священник мог положить его на угли и воскурить его с молитвами всех святых.

Хотя жертвенник территориально располагался в отделении, называемое «святое», функционально он принадлежал к святому святых, потому что воскурение фимиам и предназначалось Божьему престолу милости. А этот престол покрывал ковчег завета в качестве крышки. Именно над этой крышкой являлась огненная Слава Господня.

Таким образом, золотой жертвенник являлся символом постоянного ходатайства Христа за Свой народ. Благоуханный фимиам, поднимавшийся с молитвами Израиля, символизировал заслуги Христа, Его совершенную праведность.

Часы утреннего и вечернего всесожжения считались священными. Весь Божий народ свято соблюдал их как время особых молитв.

Поскольку завеса не простиралась до самого верха, священник мог видеть отблески Божьей славы. Иногда этой свет был так ярок, что заполнял оба отделения и священник отходил к внешней завесе святилища.

Но во времена Иисуса Христа в Святом святых было пусто и темно.