Найти тему
Школа Поликлета

Как матрос Иван Папанин стал Героем Советского Союза и доктором географических наук?

Торжественная встреча папанинцев в Москве. 17 марта 1938 года
Торжественная встреча папанинцев в Москве. 17 марта 1938 года

Кем только не случалось быть уроженцу города русских моряков Ивану Дмитриевичу Папанину и токарем, и матросом, и чекистом, но прославился он всё же на другом поприще.

Матрос Иван Папанин. [1917-20 годы]
Матрос Иван Папанин. [1917-20 годы]

21 мая не самого простого 1937 года, когда далеко в Испании полыхала Гражданская война, где опытному подпольщику и чекисту было бы самое место, когда внутри страны заканчивалась вторая пятилетка ударных строек и катился каток Большого террора, Папанин с тремя товарищами высадился из самолёта посреди белого безмолвия в нескольких километрах от самой северной точки нашей планеты. Домом этой четвёрки стала льдина размером 3x5 км и толщиной 3 м.

Установка каркаса палатки на дрейфующей станции «Северный  полюс - 1». Май 1937 года. Из фондов МАММ/МДФ
Установка каркаса палатки на дрейфующей станции «Северный полюс - 1». Май 1937 года. Из фондов МАММ/МДФ

Там ему, начальнику экспедиции, уже имевшему опыт руководства станциями на Земле Франца-Иосифа и мысе Челюскин, метеорологу Е.К.Фёдорову, гидробиологу и врачу П.П.Ширшову, радисту Э.Т.Кренкелю и псу Весёлому, которого привезли им 5 июня, предстояло провести долгие девять месяцев.

Начальник дрейфующей станции «Северный  полюс - 1» И.Д.Папанин беседует со псом Весёлым. 1937-38 годы
Начальник дрейфующей станции «Северный полюс - 1» И.Д.Папанин беседует со псом Весёлым. 1937-38 годы

На льдине разместились палатки для полярников, радиостанции, продовольственный и вещевой склады, мастерская, кухня, столовая, всё это вместе называлось первая в мире научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс - 1».

Выгрузка припасов и оборудования для дрейфующей станции «Северный  полюс - 1». Май 1937 года
Выгрузка припасов и оборудования для дрейфующей станции «Северный полюс - 1». Май 1937 года

Идея организовать плавучую научную станцию в Арктике для исследования климатических условий Северного Ледовитого океана и его морей, через которые должны были в будущем пролегать трассы Северного морского пути и регулярных трансполярных авиарейсов из Евразии в Америку, принадлежала герою челюскинской эпопеи 1933-34 годов члену-корреспонденту АН СССР О.Ю.Шмидту. Точкой начала дрейфа был выбран район Северного полюса, доставили туда людей и оборудование четырехмоторные самолеты АНТ-6-4М-34Р.

Палатка дрейфующей станции «Северный  полюс - 1» и два самолёта. Май 1937 года
Палатка дрейфующей станции «Северный полюс - 1» и два самолёта. Май 1937 года

Научные изыскания в районе Северного полюса не проводились с 1896 года, когда там было заперто во льдах судно «Фрам» норвежца Фритьофа Нансена. Станция должна была дрейфовать вместе со льдиной со скоростью около 3 км в сутки и вести ежедневные наблюдения за изменениями атмосферы, температурой воздуха и воды, состоянием льда. Специально для неё московским заводом «Каучук» была изготовлена жилая палатка с алюминиевым каркасом, брезентовыми стенами, которые, как подушки, были набиты в два слоя гагажьим пухом, надувным резиновым полом. Для лучшего сохранения тепла внутри основного помещения у палатки имелся тамбур.

Радист дрейфующей станции «Северный  полюс - 1» Э.Т.Кренкель передаёт сведения на большую землю. 1937-38 годы. Фото И.Д.Папанина
Радист дрейфующей станции «Северный полюс - 1» Э.Т.Кренкель передаёт сведения на большую землю. 1937-38 годы. Фото И.Д.Папанина

Зимовщики были оснащены двумя радиостанциями на 80 и 20-ватт, аккумуляторы которых заряжались от небольшого ветряка или от динамо машины бензинового двигателя. Ленинградский судостроительный завод им. Д.Каракозова построил для экспедиции специальные нарты из ясеня, а Институт Инженеров общественного питания приготовил для зимовщиков 5 тонн продуктов с расчётом на полтора года дрейфа. Помимо этого станция была укомплектована различным оборудованием для научных исследований и обеспечена оружием и боеприпасами на случай непредвиденных обстоятельств.

Руководитель проекта по организации первой в мире дрейфующей исследовательской станции Отто Юльевич Шмидт выступает на митинге перед отлётом самолётов на большую землю. Над станцией подняты флаги с государственным гербом СССР и портретом Сталина. 6 июня 1937 года
Руководитель проекта по организации первой в мире дрейфующей исследовательской станции Отто Юльевич Шмидт выступает на митинге перед отлётом самолётов на большую землю. Над станцией подняты флаги с государственным гербом СССР и портретом Сталина. 6 июня 1937 года

6 июня 1937 года обустройство станции закончилось. После короткого митинга с речью О.Ю.Шмидта и пением тогдашнего советского гимна — «Интернационала» самолёты улетели на большую землю, четыре полярника и собака остались одни. Под станцией в это время было 4290 метров океанской воды.

Радист Э.Т.Кренкель набирает воду в чайник. Дрейфующая станция «Северный  полюс - 1». 1937-38 годы
Радист Э.Т.Кренкель набирает воду в чайник. Дрейфующая станция «Северный полюс - 1». 1937-38 годы

Оставшись в одиночестве, зимовщики не только вели регулярные научные исследования: метеонаблюдения, изучение магнитного поля Земли, брали образцы подлёдной воды, но и помогали оперативными сводками погоды из района полюса экипажам советских самолётов В.Чкалова, М.Громова и С.Леваневского, готовивших и осуществлявших в это время трансполярные перелёты в Америку.

Проведение научных исследований на дрейфующей станции «Северный  полюс - 1». 1937-38 годы
Проведение научных исследований на дрейфующей станции «Северный полюс - 1». 1937-38 годы
Э.Т.Кренкель крутит гидравлическую лебёдку.
Дрейфующая станция «Северный  полюс - 1». 1937-38 годы
Э.Т.Кренкель крутит гидравлическую лебёдку. Дрейфующая станция «Северный полюс - 1». 1937-38 годы

Было много непредвиденных бытовых трудностей. От части из-за разгильдяйства проявленного при подготовке, от части из-за недостатка опыта. Так, еды заготовили с большим запасом, но обеспечить необходимые условия её хранения не удалось, некоторые продукты испортились. Все члены экспедиции вели дневники, вот что 27 июня Кренкель написал по этому поводу: «50 кг наших ромштексов прокисли еще на самолётах. Начали было их, хотя и с отвращением, есть, но потом бросили, стали кормить ими Весёлого. Теперь испортились на радость Весёлому еще и 50 кг свиных отбивных».

Начальник экспедиции И.Д.Папанин у жилой палатки дрейфующей станции «Северный  полюс - 1». 1937-38 годы
Начальник экспедиции И.Д.Папанин у жилой палатки дрейфующей станции «Северный полюс - 1». 1937-38 годы

Произошёл казус и с так необходимым в полярных условиях спиртом, его оставили на острове Рудольфа, откуда завозились грузы для экспедиции, но при этом доставили значительное количество коньяка. Между тем, спирт был предназначен отнюдь не для употребления во внутрь, для этого имелся тот же коньяк, в спирте сохраняли мелкую водяную живность, которую полярники каждый день вылавливали при заборах океанской воды, кроме того им обтирались. В итоге пришлось гнать спирт из коньяка, используя подручные средства.

Дежурный по кухне на дрейфующей станции «Северный Полюс - 1» Эрнст Кренкель, рядом пёс Весёлый. 1937-38 годы. Фото из фондов Российскийского Государственного Музея Арктики и Антарктики
Дежурный по кухне на дрейфующей станции «Северный Полюс - 1» Эрнст Кренкель, рядом пёс Весёлый. 1937-38 годы. Фото из фондов Российскийского Государственного Музея Арктики и Антарктики

Не просто дело обстояло и с гигиеной. Бритьё, стрижка, отправление естественных нужд, всё это представляло определённые трудности в условиях экстремальных температур. В итоге голову мыли примерно раз в месяц, обычно перед стрижкой.

На дрейфующей станции «Северный Полюс - 1». Слева направо:
Э.Т.Кренкель, И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров. 1937-38 годы
На дрейфующей станции «Северный Полюс - 1». Слева направо: Э.Т.Кренкель, И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров. 1937-38 годы

Несмотря на оторванность от родины не забывали проводить партийные собрания и отмечать государственные праздники. Вот как Кренкель писал о праздновании на станции 20 годовщины Октябрьской революции: «Когда замолкла далёкая и родная Москва, мы тоже вышли на демонстрацию. С двумя флагами, вчетвером... подошли к высокому торосу. Дмитрич (Папанин - прим. моё) забрался наверх и произнёс короткую, но глубоко прочувствованную речь. Троекратным залпом приветствовали славную годовщину. Зажгли магниевую ракету».

Начальник дрейфующей станции «Северный Полюс - 1» И.Д.Папанин произносит речь. 1937-38 годы
Начальник дрейфующей станции «Северный Полюс - 1» И.Д.Папанин произносит речь. 1937-38 годы

Условия работы с каждым днём усложнялись, стал заметно усиливаться дрейф льдины. 12 августа Кренкель записал: «За сутки прошли 12 миль (20 километров). Вот это дрейф! Да, таких колоссальных скоростей никто не ожидал...». Льдину тащило к Гренландии, к тёплым водам Атлантического океана. С конца января 1938 года она стала особенно быстро таять. Наконец станция послала на большую землю радиограмму: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться».

Палатка папаницев в условиях тающих льдов. 1937-38 годы
Палатка папаницев в условиях тающих льдов. 1937-38 годы
И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров и пёс Весёлый. 1937-38 годы
И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров и пёс Весёлый. 1937-38 годы

3 февраля трещины расползались в проливы шириной от 1 до 5 метров и разводья до 50, посадка самолёта стала невозможной. Полярники жили в шёлковой палатке на куске льдины 50 на 30 метров. Удалось сохранить трёхмесячный запас еды, аппаратуру и результаты исследований. Льдина продолжала таять. А помощи все не было...

Экипаж ДБ-А Н-209 перед последним вылетом. Третий слева Сигизмунд Леваневский. 12 августа 1937 года
Экипаж ДБ-А Н-209 перед последним вылетом. Третий слева Сигизмунд Леваневский. 12 августа 1937 года

За победы в Арктике всегда приходится платить. Из трёх запланированных трансполярных перелётов в Америку удались только первые два, третий закончился трагедией. В августе 1937 года пропал экипаж Сигизмунда Леваневского. На поиски лётчиков отправили 26 судов, все они застряли во льдах и зимовали. Среди них были почти все советские ледоколы.

Памятный знак экипажу дирижабля «СССР-В6» на вершине горы Небло. [1939 год]
Памятный знак экипажу дирижабля «СССР-В6» на вершине горы Небло. [1939 год]

Для помощи папанинцам решили задействовать дирижабль — «СССР-В6» с тремя мощными двигателями и дальностью полета — 4500 километров. 5 февраля 1938 года он вылетел из столицы, но уже спустя сутки разбился недалеко от Кандалакши — врезался в гору в условиях плохой видимости.

Ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр», пришедшие на выручку папанинцам. Февраль 1938 года
Ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр», пришедшие на выручку папанинцам. Февраль 1938 года

В итоге на спасение четверых полярников были направлены: самолёт и суда: «Мурманец», «Мурман» и «Таймыр». Последние два и спасли папанинцев. 19 февраля экспедицию и собранные ею материалы погрузили на корабли. На большую землю ушла следующая телеграмма: «… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу».

Герои Арктики П.П.Ширшов, Э.Т.Кренкель, И.Д.Папанин и Е.К.Фёдоров на борту ледокола «Ермак». Ленинград. 1938 год. Фотограф  Э.М.Хайкин. ЦГАКФФД СПб. Ар 44219
Герои Арктики П.П.Ширшов, Э.Т.Кренкель, И.Д.Папанин и Е.К.Фёдоров на борту ледокола «Ермак». Ленинград. 1938 год. Фотограф Э.М.Хайкин. ЦГАКФФД СПб. Ар 44219

Вскоре суда встретились с ледоколом «Ермак», на котором находился О.Ю.Шмидт. Папанинцы перешли на его борт. Почти месяц ледокол шёл в Ленинград, 15 марта в порту его встречали восторженные толпы.

Встреча папанинцев в Ленинграде. 15 марта 1938 года
Встреча папанинцев в Ленинграде. 15 марта 1938 года

Научные исследования, проведенные во время дрейфа, были представлены в форме доклада Общему Собранию АН СССР. По его итогам всем участникам экспедиции были присвоены учёные степени докторов географических наук. При этом Папанин учился только в земской начальной школе и на различных курсах и по-существу не имел не только высшего, но даже среднего образования. Однако то, что он и его товарищи совершили, в те времена было сродни полёту в космос. Результаты, которые они получили в ходе экспедиции, имел только Советский Союз, потому что никто более 40 лет не проводил никаких исследований на Северном полюсе.

Евгений Фёдоров в машине. Москва. 17 марта 1938 года. Из фондов МАММ/МДФ
Евгений Фёдоров в машине. Москва. 17 марта 1938 года. Из фондов МАММ/МДФ
Приём в честь папанинцев в Московском Кремле. 17 марта 1938 года
Приём в честь папанинцев в Московском Кремле. 17 марта 1938 года

Всем участникам дрейфа были вручены правительственные награды — золотые звёзды героев, сам Папанин получил звание Героя Советского Союза ещё находясь на ледоколе «Ермак». Героями Советского Союза стали и лётчики, доставившие экспедицию на Северный полюс — А.Д.Алексеев, П.Г.Головин, И.П.Мазурук и М.И.Шевелёв. Пёс Весёлый тоже был отмечен. И.Сталин после правительственного банкета забрал его к себе на дачу. Папанин вспоминал, как встречал его там: «Меня Весёлый не забывал, приветливо махал хвостом, но от нового хозяина не отходил. Всё правильно: новый каюр — новая привязанность».

Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин. [1960-е годы]
Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин. [1960-е годы]

Дальнейшая жизнь Ивана Дмитриевича сложилась как нельзя лучше. Он поработал начальником Главсевморпути, заместителем директора Института океанологии АН СССР по экспедициям, возглавлял Службу космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР и Институт биологии внутренних вод АН СССР, был Председателем Московского филиала Географического общества СССР. Умер Папанин в Москве 35 лет назад 30 января 1986 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet

Вы можете поддержать этот канал и его автора

© polikliet

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки