Найти в Дзене
Александр Дедушка

Литература, музыка и танец в лагерном тренинге (Дружба и коллектив)

Оглавление

День литературы

В начале дня ребятам дается небольшая справка о двух основных видах литературы – прозе и поэзии . День так и будет построен: сначала идет работа с прозой, а затем с более сложным видом – поэзией.

«Найди противоположность » - простая литературная разминка, направленная на активизацию словесно-образного мышления. Ведущий говорит слово, а ребята должны подобрать к нему антоним – слово с противоположным смыслом.

Вот варианты:

а) с существительными: день - ночь, северо-восток – юго-запад, Родина – чужбина, цветение – увядание, находка – потеря, смелость – трусость, усталость – бодрость, шторм – штиль, любовь – ненависть, жестокость – сострадание, скромность – заносчивость, организованность – беспорядок;

б) с прилагательными: зимний – летний, хмурый – ясный, плаксивый – жизнерадостный, тайный – явный, шероховатый – гладкий, яркий – тусклый, диковинный – обычный, общительный – нелюдимый, крутой – пологий, порывистый – уравновешенный, приблизительный – точный, обманчивый – верный, крошечный – огромный, спокойный – суетливый, сердитый – приветливый;

в) с наречиями: дружно – вразброд, просто – сложно, тихо – шумно, искренне – лицемерно, энергично – вяло, добродушно – гневно, грубо – вежливо.

И пусть неоднозначные трактовки противоположностей вызовут споры. Это еще более активизирует и расширит словесно- образный творческий потенциал.

«Составь пословицу » - еще одна активизирующая разминка. Ведущий предлагает два ключевых слова из пословицы, а участники должны ее полностью воспроизвести.

Варианты: дело – смело («Кончил дело – гуляй смело»), время – потеха («Делу – время, а потехе – час»), шило – мешок («Шила в мешке не утаишь»), лес – дрова («Кто в лес, кто по дрова»), труд – пруд («Без труда не вынешь и рыбку из пруда»), гоп – перепрыгнешь («Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь»), болит – говорит («Что у кого болит, тот о том и говорит»), журавль – синица («Лучше синица в руках, чем журавль в небе»), коса – камень («Нашла коса на камень»), цыплята – осень («Цыплят по осени считают»), перо – топор («Что написано пером – не вырубишь топором»), брод – вода («Не зная броду, не суйся в воду»), свет – тьма («Ученье – свет, неученье – тьма»), слово – воробей («Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»).

Далее создается игровой словесный банк, и следующие задания идут с его использованием.

Проза

«Рассказ со словом » - мы уже описывали это творческое задание, когда каждый должен продолжить рассказ предложением со своим словом. В качестве модификации можно задать «жанр» предстоящему рассказу. Это может быть сказка, детектив, любовная драма, «ужасы» и т. п.

Теперь ребята достаточно подготовлены к групповой творческой работе. Лагерь тем или иным способом разделяется на четыре группы.

«Сочинение сказки » - первое творческое задание. Перед его началом полезно проинструктировать, что типичная сказка состоит из следующих сюжетных элементов: завязки, развития, кульминации, заключения . Иногда к ним добавляется так называемая «мораль». Но в нашем случае ее можно предложить вывести остальным командам.

Каждая команда получает три слова из игрового банка, с которыми и должна сочинить сказку.

Для оживления работы представление сказок можно инсценировать. Тогда обычно выделяется «сказочница », а остальные члены команды играют роли слов и вспомогательных сказочных персонажей, которые могут быть введены по желанию самих авторов.

При желании и достаточном времени можно прочитать наиболее подходящие для этого сказки в стиле «боком, с хрюком», а потом предложить определить лучшую сказку.

Поэзия

Далее работа продолжается в поэтическом жанре.

«Подбери рифму » - разминка в поэтическом жанре. Ведущий называет любые слова (можно из игрового банка), а ребята должны подобрать к ним рифмы. Желательно даже не одну. Можно даже устроить небольшой конкурс между группами на наибольшее количество подобранных рифмованных слов.

«Буриме » - сочинение стихотворения по заданным рифмованным парам слов. Начать можно с элементарного: «конь – огонь», «кровь – любовь». Пусть каждая команда сочинит свое четверостишие с заданными словами с определением лучшего из них.

Если творческий потенциал команд позволяет сделать это, то поэтические потуги можно продолжить с использованием слов из игрового банка. Трех-четырех слов будет достаточно.

Можно задать такую игровую направленность. После того, как команды получили свои слова для работы, вытащить еще одно слово из игрового банка и предложить каждой команде сочинить оду в честь этого слова.

Конечно, такой тонкий в творческом плане вид как поэзия не может исчерпаться этими игровыми формами. Обращение к заповедным поэтическим уголкам души, в том числе с представлением собственных стихов, требует отдельной организации. Это скорее «поэтический вечер», чем час-полтора «дневной работы» в поэтическом жанре.

Но и в рамках Лагеря друзей возможно более углубленное обращение к поэзии с синтетическим подключением других видов искусства. Тот же «час искусства» можно превратить в подобие поэтического вечера, а завершить его можно предложением создания иллюстрации к любимому стихотворению.

День музыки и танца

Сопоставление двух связанных друг с другом видов искусства можно с помощью небольшой анкеты: «Когда я слушаю музыку, я…», «Когда я танцую, я…».

Музыка

Музыкальные разминки можно выстроить от пассивного к активному варианту.

«Музыка – чувство » - по небольшой, составленной ведущим подборке отрывков из классических произведений, предложить ребятам определить чувства, которые они вызывают. Обсуждение результатов позволит установить как закономерности, так и особенности в восприятии различных музыкальных тем.

«Мурлыканье музыки » - это уже активная форма музыкальной разминки. В «мурлыканье» мы, как правило, выражаем свои чувства и свое настроение. Ребятам по очереди предлагается «промурлыкать» отрывок из какой-либо часто воспроизводимой ими мелодии, а остальным – угадать этот отрывок и, возможно, настроение или чувство, которое он выражает.

От «вокальной» музыки можно перейти к «инструментальной».

«Музыкальные инструменты » - на этом этапе уже возможно разделение на группы, которым после предварительной репетиции предлагается воспроизвести звучание некоторых музыкальных инструментов, наиболее поддающихся голосовой имитации. Скажем, трубы, скрипки, органа, гитары. Предварительно можно потренироваться на ударных инструментах, легко имитируемых шумовыми возможностями голоса.

Танец

Обращение к танцу тоже можно начать с легкой танцевальной разминки.

«Лавата » - очень простая в танцевальном плане, но комичная танцевальная игра. Она, коллеги, возможно, вам знакома, но я стараюсь держаться правила, что если я упоминаю о какой-то игре, то даю ее описание.

Все, взявшись за руки, идут по кругу и напевают следующие слова:

«Дружно танцуем мы: тра-та-та, тра-та-та,

Танец веселый наш, это – Лавата!»

На «тра-та-та» пристукивание ногами под каждый слог. В этом, собственно и заключается все танцевальное содержание игры.

Но после первого круга ведущий спрашивает: «Ручки были?..» Все отвечают: «Были!» Ведущий снова спрашивает: «А плечики?..» Все: «Нет!..» Ведущий: «Взялись за плечики…» . Все обнимаются и снова повторяют напев и «танец». Ведущий: «Ручки были?.. Плечики были?.. А головы?..» Все берутся за головы друг друга. Танец повторяется. И после каждого нового указания на какую-то часть тела идет новое исполнение танца. Ведущий повторив всю использованную последовательность добавляет что-то новое. Вот примерная последовательность: ручки, плечики, голова, ушки, носики, спинки, пупочки, попки, пяточки».

«Как танцуют?.. » - это уже более глубокое обращение к танцу. Ведущий предварительно подбирает музыку, под которую он будет давать танцевальные задания. Инструктируя участников, он предлагает «погрузиться» в предлагаемые образы и представить, как танцуют те или иные «объекты».

Начать можно с более легкого варианта – танцующих животных. К примеру, как танцуют: обезьяны, слоны, собаки, кошки, мыши?.. На изображение танца с предварительным «погружением» достаточно минуты. Нужно предусмотреть достаточно свободное рассредоточение участников, чтобы они не мешали друг другу самовыражаться в танце.

Задания постепенно усложняются. Как танцуют: змеи, бабочки, крокодилы, ласточки, кузнечики?..

Сложность танцевального самовыражения вырастает на порядок, когда происходит переход к изображению танца растений. Например, как танцуют: тюльпаны, крапива, черемуха, березы, сосны?..

И последнее задание связано с изображением танца географических объектов. Как танцуют: горы, леса, степи, реки, моря?..

И завершить работу с танцевальной тематикой можно одним из вариантов игры «Штирлиц на балу», подробное описание которой мы уже давали.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь