Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 1:11-25. Благовестие о рождении Иоанна Крестителя (окончание).

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного» (Лук.1:11).

Это был ангел Гавриил, который за 500 лет до этого обозначил пророку Даниилу время пришествия Мессии. Теперь он же пришел к Захарии возвестить о рождении пророка-предтечи, который приготовит народ к скорому исполнению пророчества Даниила.

«Гавриил» – (Габриэл) «муж Божий» или «сила Божья», занимает положение, которого был когда-то удостоен Денница, Сын зари (по латыни «Люцифер» ). Гавриил стоит первым после Христа в чести и положении.

«По правую сторону» - то есть Захарии была оказана благосклонность и великая честь быть первым провозвестником и глашатаем исполнения важнейших ветхозаветных пророчеств. Но эту честь Захария не воспринял.

«Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него» (Лук.1:12) – священник пришел в замешательство и смущение (ταράσσω) от того, что увидел ангела в храме, чего он явно не ожидал. Интересно, что Мария, которой также явился ангел, была не просто смущена, а очень, чрезвычайно смущена (διαταράσσω), причем не от вида ангела, а от его слов.

Ангел, видя смущения человека, всегда говорил особо избранным людям , которым был послан, слова ободрения : «Не бойся».

О чем молился Захария? Может быть, это был ответ на его вне храмовые молитвы? Молился ли он о сыне? Конечно, но в свое время, и это время давно прошло: Захария считал себя и Елисавету слишком старыми для этих дел и уже потерял всякую надежду на сына. Об этом говорит его ответ ангелу: «И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лук.1:18).

О чем же молился Захария? О пришествии Мессии, о чем молился и весь народ вне скинии. Именно на эти молитвы пришел дать ответ ангел Гавриил «13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, 15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:13-17).

«Иоанн» – «Иегова милостив».

«Вина и сикера» - имеются ввиду опьяняющие напитки, запрещенные для назореев. Разум назорея должен быть ясным, на затуманенным винными парами, чтобы он мог слышать Божью весть и правильно ее передавать людям.

Иоанн был посвящен в назореи от рождения. Ангел подчеркнул, что новый пророк будет примером народу его времени. Поэтому его весть будет иметь особую силу Святого Духа, которым Иоанн исполнится от зачатия.

«Предъидет пред Ним» - аллюзия(отправка, отсылка, намек) на пророчества Ис.40:3-5 и Мал.3:1. Чтобы принять весть о пришествии Мессии, необходим дух покаяния, очищения. «Омойтесь, очиститесь, и Я приму вас», - говорит Господь. Именно поэтому блаженны чистые сердцем, - иначе невозможно узреть Господа, что и произошло с религиозными вождями иудеев.

«В духе и силе Илии» - Иоанну нужно было бесстрашие и мужество Илии, который в одиночку нес народу весть духовного возрождения, жил в пустынных местах, был все время верен Господу несмотря на гонения. Илия являлся символом бескомпромиссной реформации.

Подобная работа предстояла Иоанну как предтече Мессии. Об этом предтече говорилось в пророчествах, и все иудеи знали, что «Илии надлежит придти прежде» пришествия Христа. В Иоанне, даже внешне сходного с Илией, пророчества исполнились настолько точно, что даже священники и старейшины вынуждены были признать, что Иоанн был пророком.

Подобная работа предстоит церкви последнего времени, чтобы представить во Второе пришествие Христа народ приготовленный, очищенный, способный любить Бога, любить истину, любить ближнего как самого себя.

«Сердца отцов детям» - об этом так же пророчествует ветхозаветный пророк: «5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. 6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал.4:5,6).

Здесь образное выражение, представляющее опыт отцов, конечно, далеко не всех, но тех, которые обрели веру благодаря обращению от злых дел, благодаря доверию Богу, благодаря обретению Божьих благословений и Его защиты. В результате завета с Богом отцы обретали сердце мудрое. Именно этот опыт должны наследовать дети, отвращаясь от злых дел и соблюдая заповеди Божьи.

То же самое можно сказать и о верующих детях, обращающих к Богу своих родителей. О каких детях идет речь? Прежде всего, о современниках Иоанна. Но в более широком смысле о верующих детях во все поколения после времени Иоанна, включая и наше с вами время.

Фраза «сердца отцов детям » параллельна последующей «непокоривым образ мыслей праведников» . Господу нужен приготовленный народ, то есть народ покаявшийся и прощенный. И Он всё делает, чтобы Его народ стал именно таким. Для этого и посылаются пророки.

Какова реакция Захарии? Недоверие, сомнение. Тот, кто должен учить народ непоколебимому доверию и благости Божьей, сам выразил недоверие в Его благость. «19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; 20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лук.1:19,20).

«Ты будешь молчать» - то есть «тебе было уготовано первому возвестить радостную весть людям, но ты не поверил ей. Кроме того, не сможешь благословить народ как священник, и это должен будет сделать вместо тебя кто-то другой. И еще: ты теперь не сможешь выражать свое недоверие, потому что ты нем». Молчаливое служение, которое Захария продолжал совершать в храме еще несколько дней своей череды, помогла ему проникнуться духом покаяния, создало благоприятную атмосферу для размышлений над тем, что с ним случилось. А также явилось знаком для окружающих: они всегда помнили о том, что произошло в храме незадолго до рождения Иоанна предтечи. «21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. 22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. 23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой» (Лук.1:21-23).

Наказание за неверие было мягким: Захария превратился в своеобразные «часы обратного отсчета». Окружающие могли сверять по этим «часам» время рождения особого пророка в Израиле, пророка, появление которого сопровождало приход долгожданного Мессии.

Для Захарии по сути дела это было не наказание, а важное пророческое служение, сравнимое со служением пророка Иезекииля, лежавшим на боку или прорка Исаии, ходившим обнаженным среди народа.

«24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лук.1:24,25).

«Снять поношение» - в Израиле бесплодие приравнивалось к позору, считалось горем и Божьим наказанием, что давало повод некоторым людям с пренебрежением относиться к несчастным бездетным женщинам.

«Таилась» . Почему? Скорее наоборот нужно было всем говорить о своей беременности, ведь поношение снято! Ведь это же благословение в глазах людей! Возможно, она хотела точнее убедиться до того, как беременность станет заметной. Но скорее всего Елисавета уединилась от общества, желая оградить себя от влияния, советов, мнений, пересудов, прогнозов и т.п., чтобы сосредоточиться на общении с Богом, понять Его волю, привести в порядок свои мысли в исследовании Писаний, как это сделал впоследствии Павел после своего крещения. Тем более что ее сыну предстояло стать назореем.

Иногда мнение людей приносит благословение. Но иногда противоречит воле Божьей и уводит от Бога.

Нам необходимо уметь отличать Божье от человеческого. Уметь сказать вовремя нужное слово. Уметь вовремя промолчать, уединиться от людей и помолиться Господу, чтобы лучше увидеть свет Священного Писания и точнее понять волю Божью.

Уметь в нужный момент довериться Ему, опираясь на Его слово, на Его обетования.

Пусть Господь даст нам мудрости, чтобы наше человеческое никогда не противоречило Божьему. Чтобы мы всегда ясно видели свет Божьего Слова в нашей жизни и во всем полагались на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.