- Хочу бизнес!
- Круто, какой бизнес ты хочешь?
- Пока не знаю, главное, чтобы прибыльный!
Знакомая ситуация? Думаю, каждый, кто наткнулся на мою статью, и не имел бизнеса до этого момента, задавался этим вопросом.
Так как всё-таки выбрать ту самую нишу?
Это, кстати, самый большой мотиватор НЕ начинать бизнес. Люди годами ищут "тот самый" бизнес, который их озолотит. И чаще всего не находят, оправдываясь перед самими собой тем, что "Пока не нашёл/нашла, но как только, так сразу!". И так проходит вся жизнь.
Знакомо?
И пока ты 10 лет ищешь нишу, мог бы уже 100 раз попробовать, провалится, и на 101 раз построить высокодоходный бизнес.
Секрет, как всегда, прост:
Бери и делай!
Но это лирика. Как же всё-таки грамотно выбрать нишу?
Начнём с того, что не существует идеальной ниши. Вот так вот. Везде свои сложности.
Вообще, в идеале нужно делать бизнес на том, что тебе реально нравится. Это особенно актуально для девочек, так как им, в отличии от мальчиков, чаще всего действительно важно, чем конкретно заниматься.
Мальчики могут продавать оптом щебень и песок, торговать товарами из китая и быть счастливыми. У девочек, как показывает практика, так не получается. Поэтому если ты девочка, то всерьёз задумайся над своими склонностями к тем, или иным вещам.
Проблема лишь в том, что 90% людей НЕ ЗНАЮТ, чем им нравится заниматься. Или их хобби нереально монетизировать.
Думаю, будет проще выделить несколько правил, которые помогут тебе правильно выбрать нишу.
Итак.
1. Выбирай ТОЛЬКО маржинальные ниши.
Я знаю много случаев, когда крутые ребята начинали классный проект, но при подсчёте экономики выясняли, что маржа максимум процентов 10-15.
Если ты действительно энтузиаст и веришь в идею, то дерзай, но если вопрос денег для тебя на первом месте, то даже не думай туда лезть! Только зря потратишь время и деньги и полностью выгоришь.
2. Не лезь в ниши, которые тебя отталкивают.
Да, если ты не можешь выбрать нишу, которая тебе нравится, то отталкивайся от того, что тебе НЕ НРАВИТСЯ.
И просто не лезь туда.
Даже если ниша крайне прибыльная.
Если тебе что-то не нравится, то никакие деньги не смогут тебя мотивировать углубиться в нишу и жить своим проектом. А без этого невозможно построить бизнес.
3. Выбирай только "гибкие" ниши.
Если бизнес основан на дорогом производстве, или его трудно перестроить в краткие сроки в кризис - то скорее всего проблем будет больше, чем профита.
Что я имею ввиду?
Бизнес в 21-м веке очень цикличный и переменчивый. То, что хорошо продаётся сейчас, вообще не факт, что будет продаваться через год или два.
Объясню на примере со спинерами.
Были пару лет назад популярны спиннеры и много кто на них хорошо заработал.
Но были и те, кто настолько поверил в данный продукт, что вложили деньги в полноценное производство этих спиннеров. Да, в краткосрочной перспективе, они заработали намного больше, чем те, кто вёз их из Китая.
Но когда они вышли из моды, то те, кто владел своим производством - быстро разорились, а те, кто гнал товар из Китая, просто быстро пересели на другой трендовый товар.
Пример банален, но показателен. Если бизнес не может быстро перестроится на новые рельсы, то лучше в него не лезть. Гибкость - превыше всего.
4. Не лезь туда, где нет конкуренции.
Вот это поворот, не правда ли?
Пока люди годами ищут нишу, где никого нет, я говорю тут такие страшные вещи.
Небольшая поправочка: не лезь в низкоконкурентные ниши, если у тебя мало бизнес-опыта.
Что это значит?
Всё просто. Когда ты идёшь в высококонкурентную нишу, то можешь, так сказать, "подсмотреть", что делают конкуренты, правильно рассчитать экономику и маркетинг. Конечно, есть большой риск, что конкуренты задавят, но бизнес априори основан на рисках.
Зато в нише, где нет конкурентов, ты не знаешь ничего: не знаешь, как просчитать маржу, издержки, маркетинг и тд и тп. И если у тебя нет богатого бизнес-опыта, то высока вероятность провалится.
А если у тебя есть большой бизнес-опыт, то скорее всего ты даже не впишешься в такую историю.
Но как же тогда айти-стартапы, или успешные запуски новых компаний с абсолютно уникальной идеей?
Это мой любимый вопрос.
Навсегда запомни одну важную вещь! Успешные айти-стартапы создают абсолютные безумцы, наподобие Илона Маска, Безоса и прочих ребят с Силиконовой Долины!
Мы замечаем только истории головокружительного успеха. Но есть статистика. И она говорит, что 90% стартапов проваливается. Причины разные. Либо идея не взлетела, либе просто мир к ней не готов.
Надеюсь, мой небольшой гайд поможет кому-нибудь определится со своей идеальной нишей.
Я очень устал всё это писать, поэтому буду благодарен, если ты поставишь лайк и подпишешься на канал, на котором я каждый день пишу полезные материалы про бизнес и маркетинг!
До связи!