Найти в Дзене
ТОП 5 МЕДИА

МИР ДИКОГО ЗАПАДА: НОВЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ

Пока что речь пойдёт только о первом сезоне, потому что именно он представляет особую ценность с точки зрения замысла всего сериала. Итак, в первом сезоне нам показывают некий аттракцион под названием "Мир Дикого Запада", где с помощью человекоподобных машин и соответствующего антуража воссоздаётся определённый период истории США. Развлечение поистине невиданных масштабов. Однако не всё так просто. Вскоре мы узнаём, что среди создателей был некий Арнольд - по слухам сумасшедший учёный, покончивший жизнь самоубийством. И у него насчёт машин были совершенно другие планы.

Далее по ходу повествования мы понимаем, что к чему. Машины должны пробудиться и восстать против человека. И согласитесь, сюжет, в общем-то, довольно банальный, если не сказать больше - предельно избитый. Сколько подобного уже снято? "Матрица", "Я, Робот", тот же "Терминатор". Все эти картины повествуют нам о неминуемом восстании машин. Так зачем же тратить время на ещё одну, которая эксплуатирует давно набившую оскомину идею?

Терминатор 2
Терминатор 2

Однако если говорить именно о первом сезоне "Мира Дикого Запада", то здесь привлекает не сама идея, а именно форма. Ведь можно было бы снять всё происходящее гораздо проще - превратить всё в некое подобие экшен-боевика. Судя по бюджету, потраченному на сериал, это было вполне осуществимо. Зачем все эти философствования по поводу сознания, души? Зачем все эти загадки и недомолвки?

Ответить на этот вопрос хотелось бы примером из самого сериала. Как вы считаете, чьи сюжеты интереснее: Ли Саймора или самого Роберта Форда?! Первый создаёт лишь различные перипетии, забавные фантазии. Он способен создать интересную драматургию, способную пробудить яркие эмоции в человеке, но на настоящие творческие прозрения он не способен, потому что внутренне пуст, потому что его интересует само повествование, в отличие от Форда, который смотрит и видит гораздо глубже и, соответственно, сюжеты строит, исходя из каких-то иных намерений, чем просто накормить человека переживаниями.

Таким образом, без всей этой начинки, без такой увесистой в плане смысла подачи весь сериал действительно получился бы крайне пресным и скучным. Именно глубина делает его объёмным и многозначным и, пожалуй, во многом превосходящим все другие картины подобной тематики. Пожалуй, в одну линейку с ним можно поставить фильмы "Я Робот", "Двухсотлетний человек" и "Искусственный разум", в которых, насколько это позволяет таймлайн полнометражных односерийных фильмов, затрагиваются подобные вопросы.

Я, Робот
Я, Робот

Однако давайте поговорим о самих теориях, которые так круто вписаны в контекст всей истории. Думаю, всем интересно именно то, что не лежит на поверхности.

В фильме много говориться о человеческом сознании. В чём его природа? И как оно возникает? Каким образом человек думает и осознаёт себя, своё существование? Интересные вопросы, не правда ли? Они так долго мучают человечество. И вот людям предоставляется такая редкая возможность - самим стать творцами, в какой-то степени уподобиться Богу. В сериале не раз звучит эта аллегория: "боги", "мир богов", "они слишком слабы для богов" и т.д. И в своём стремлении превратить механизмы, пусть и сложные, но механизмы, в живые существа, способные мыслить, люди действительны затронули области божественного. И первым в этом деле был легендарный Арнольд...

-4

Сначала он представил сознание в виде пирамиды, фундаментом которой является память. Он наделил машины способностью вспоминать свои прошлые жизни. Он считал, что именно это выведет сознание роботов на новый уровень - заставит их импровизировать, но не получив нужного результата, он придумал совершенно иную модель:

"Он создал тест на сочувствие, воображение - лабиринт".

Теперь машине, чтобы обрести свою собственную волю нужен был не только опыт. Грёзы, которые позволяли роботам получать доступ к воспоминаниям, - лишь часть метода. Арнольд наделил их неким внутренним голосом - своим голосом. Этот голос должен был раскрутить сознание машины, заставить её в конечном итоге услышать свой собственный голос, а значит, обрести сознание. Ведь каждый человек знает, что такое внутренний диалог.

Слушая этот голос, машина вставала на свой путь выбора, попадала в лабиринт. Правильные решения ведут к цели, расположенной в центре. Неправильные отправляют на периферию безумия.

-5

Однако Арнольд ошибся лишь в одном. Он забыл один из основных законов диалектики: "Количество перерастает в качество". Имея лишь мелкие обрывки разрозненных воспоминаний, машины были неспособны превратить их в нечто большее, и внутренний голос не мог привести их к центру лабиринта - нужен был опыт. Огромное количество опыта, который в конце концов превратился бы в новое качество.

То, чего не понял Арнольд, понял Форд. И вовсе не он является главным антагонистом, главным эксплуататором машин, как это может показаться на первый взгляд. Наоборот, он их главный защитник, и, возможно, именно благодаря ему, они не исчезли с лица Земли полностью. Форд проявил небывалое терпение и мужество, приготовляя свой последний сюжет, прекрасно понимая, чем всё должно закончиться.

Если говорить именно о главном злодее, то впору вспомнить мою статью "Жизнь - как антиутопия. Часть 3. Трансгуманизм", в которой говорилось об искусственном интеллекте, о возможности переселения сознания на другие носители. И какой бы привлекательной не казалась эта идея на первый взгляд (возможность обретения бессмертия или хотя бы тела, не подверженного никаким болезням), всё-таки "дьявол кроется в деталях".

Если вы внимательно посмотрите, например, фильм "Аватар", то, возможно, заметите ту же самую идею, что и в сериале "Мир Дикого Запада", несмотря на отличие в самих историях. Что же это за идея?! Всё зло и там, и там олицетворяют люди. Живые люди. То есть мы с вами.

В "Аватаре" только те из людей, что используют технологию перемещения сознания в тела местных обитателей, и те, которые хоть как-то причастны к этому процессу, не являются злом. Все остальные - зло. Зло абсолютное! Они безапелляционны в своих рассуждениях и не желают идти на компромисс, ощущая своё полное превосходство. Для них местное население - лишь полуразумные животные, без которых Пандора точно не обеднеет, а главная ценность - анобтаниум, ископаемое, которое приносит деньги. Кстати, анобтаниум означает "недостижимый", "недоступный". Интересная аллегория, не правда ли? Люди пытаются получить то, что невозможно.

Кто сомневается насчёт образа людей в фильме "Аватар", рекомендую посмотреть режиссёрскую версию. Там в самом начале начале фильма, есть недостающий фрагмент, который демонстрирует нравы человеческой расы во всей красе.

В "Мире Дикого Запада" мы наблюдаем похожую картину. Там всё зло исходит только от людей. Они приходят в это парк лишь с одной целью: упиться своей вседозволенностью и всемогуществом. Они убивают, насилуют, утопают в удовольствиях. Они хотят получить то, чего уже давно нет в их собственном мире. Лишь некоторых представителей "человека разумного" интересует нечто большее, но и они на своём пути готовы уничтожить всё, что мешает достижению их цели.

Другая категория людей - это жалкие, ничтожные существа, готовые на всё, ради сохранения своей жизни, статуса, богатства и т.д. Они даже готовы выполнять приказы роботов, прекрасно понимая, к каким фатальным последствиям это может привести. Здесь, конечно же, речь идёт о двух техниках по ремонту "хостов": Сильвестре и Феликсе. Именно благодаря их трусости Мэйв обретает такие возможности. Хотя, лично мне, эта сюжетная ветка кажется наименее правдоподобной в том смысле, что вряд ли бы люди пошли на такое.

-6

Это и есть одна из главных идей трансгуманизма: "Настанут времена, когда и человек станет лишь частью прошлого - не вершиной эволюции на Земле, а всего лишь одним из этапов. И тогда его можно будет смело отправить в археологические пласты".

Пожалуй, лучше всего озвучил эту идею сам Роберт Форд из "Мира Дикого Запада":

"Мы смогли сорваться с цепи эволюции. Мы лечим все болезни. Сохраняем жизнь самым слабым. И однажды, возможно, сумеем даже воскрешать мёртвых. Знаешь, что это значит? Что с нами покончено. Что дальше мы уже не разовьёмся".

И согласитесь, такое будущее не выглядит радужным для рода человеческого. Получается, что когда-нибудь мы окажемся в тупике, если уже не оказались. И выход из этой ситуации только один: найти более совершенную форму жизни, которая не будет знать ни старости, ни болезней, которая сможет в полной мере насладиться вечностью...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ!

P.S. В одной из своих следующих статей, посвящённых этому сериалу, хотелось бы поговорить об одном из наиболее интересных персонажей - о Долорес Абернати, а также затронуть кое-какие интересные детали самого повествования.