Найти в Дзене
Записки Шурика

Диск с полки. Два портрета отечественного прог-рока. Неизвестная история известной пластинки.

В 1984 году я увидел на прилавке магазина «Мелодия» диск Александра Журбина «Два портрета». Раздумывать, покупать альбом или нет, не пришлось. Во-первых, я тогда уже знал, что Журбин - автор первой отечественной рок-оперы (читал о ней в журнале «Смена», но пластинку достать тогда не смог). Во-вторых, среди исполнителей значились уже хорошо мне знакомые по альбому «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» Жанна Рождественская, и по пластинке Э. Артемьева «Картины-настроения» ансамбль «Бумеранг». А вот об исполнителе второй части пластинки Викторе Кривоносе я имел весьма смутные представления. Первое же прослушивание альбома превзошло все мои ожидания! Настоящие Голоса, мощный саунд, глубокая поэзия. И если первую часть пластинки, где пела Жанна Германовна, я воспринял как должное, то вторая часть «Велимир» меня просто поразила! На фоне популярных в то время ленинградских и свердловских рок-групп это выглядело чем-то космическим. Понятно, что моментально возникло желание узнать побольше об исполнителе, но интернета тогда не было, а в газетах и журналах о Викторе Кривоносе совсем ничего не писали. С трудом тогда узнал, что Виктор Кривонос работает в Ленинграде, в музыкальном театре. А еще обнаружил его в любимом мною фильме «Труфальдино из Бергамо». Ну, может быть, еще видел два или три раза в каких-то сборных телевизионных концертах. Но его работ, подобных циклу «Велимир», мне больше не встречалось.

Виктор Кривонос и Жанна Рождественская.  Фото из открытых источников
Виктор Кривонос и Жанна Рождественская. Фото из открытых источников

Гораздо позже я узнал, что Виктор Антонович ведущий солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, обладатель престижных наград и премий.

Кроме Жанны Рождественской и Виктора Кривоноса в записи приняли участие Струнная Группа Оркестра Кинематографии под управлением Павла Овсянникова и рок-группа «Бумеранг» со своим лидером гитаристом и звукоинженером Юрием Богдановым. Именно благодаря Юрию пластинка получила прог-роковое звучание.

фото из журнала ©  Stereo&Video  и личного архива Ю.В. Богданова.
фото из журнала © Stereo&Video и личного архива Ю.В. Богданова.

Отдельных слов заслуживало и оформление пластинки художником Анатолием Брусловским, который, кстати, оформлял и диск Давида Тухманова и группы «Москва» «НЛО».

Оригинальная обложка альбома "Два портрета". Художник А. Брусиловский
Оригинальная обложка альбома "Два портрета". Художник А. Брусиловский

15 лет назад фирма AZ Records переиздала эту пластинку на CD , но к большому сожалению, с другой обложкой. Анатолий Брусиловский в издании этого компакт-диска не участвовал и справедливо называет оформление компакта " подделкой".

Переиздание альбома фирмой АРК-Систем Рекордз , дизайн С. Губин.
Переиздание альбома фирмой АРК-Систем Рекордз , дизайн С. Губин.

Очень долго пластинка «Два портрета» в моем личном рейтинге оставалась и остается одной из самых любимых. А недавно, благодаря современным средствам коммуникации, мне удалось задать Виктору Антоновичу Кривоносу несколько интересующих меня вопросов об этой пластинке.

Вот что рассказал Виктор Кривонос: «В начале 70-х я, благодаря композитору Валерию Арзуманову, погрузился в мир рок музыки. Он, увидев меня в спектакле Ленинградского театра музыкальной комедии, пригласил меня стать солистом в создаваемой им рок группе. Желание было одно: делать что-то такое, что отличало бы нас от всех ВИА того времени, и вместе с тем было бы в русле того, что происходит на Западе. Сидели в ДК Ленсовета. Аппараты были самопальные. Но желания было очень много. Первыми шагами были композиции Led Zeppelin, Deep Purple, Lennon, исполненные практически один в один. Периодически Арзуманов приводил кого-то из друзей, состоящих в Союзе Композиторов. Один раз была даже целая делегация во главе с А.Петровым. Может быть, поэтому мы потом оказались в помещении Союза, как базе. И однажды к нам пожаловали А. Журбин и Л. Квинт, тогда муж и жена. И, по-моему, тогда он что-то сказал о Хлебникове. Создать группу нам так и не удалось. Это другая тема. Но цикл на стихи Велимира Хлебникова мы выучили. Я его пел даже с джаз-оркестром ДК 1-ой пятилетки. А в 1974-м, когда Журбин написал «Орфея и Эвридику», я влился в «Поющие гитары», чтобы петь в опере. Но осенью ушел в начале репетиционного периода, что привело к охлаждению моих отношений с Сашей. Но после того, как они сыграли «Орфея», он позвонил мне и сказал, что они запишут цикл. Так появилась первая запись, где инструментал «Поющих гитар». И только в 1983-м Журбину каким-то чудом удалось добиться записи на «Мелодии». Фонограмма была уже готова. За сутки сделали мое наложение. Как сейчас помню, в Храме, где была студия. Пластинку выпустили, но тихо. Она, конечно, не вписывалась в тот мейнстрим музыки. Мне лично очень нравится цикл на стихи Цветаевой и гениальная Жанна Рождественская. Хотя он немного другой, чем Хлебников. Да, вспомнил. Концовку я предложил сделать в духе Child and Time».

Нельзя сказать, что этот альбом прошел совсем незамеченным. Было несколько заметок в различных немногочисленных изданиях, рассказывающих о популярной музыке, помнится, какое-то время диск занимал одно из лидирующих мест в хит-параде "Звуковой дорожки".

Ежеквартальный каталог-бюллетень № 3(24) всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия». 1985 год.
Ежеквартальный каталог-бюллетень № 3(24) всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия». 1985 год.

Была замечательная и обстоятельная рецензия на альбом от Юрия Саульского в журнале "Мелодия". Но, как мне кажется, сейчас о этом альбоме, к моему большому сожалению, помнят не очень многие.

Ежеквартальный каталог-бюллетень № 3(24) всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия». 1985 год.
Ежеквартальный каталог-бюллетень № 3(24) всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия». 1985 год.

Такая вот история создания одного из лучших прог-роковых советских альбомов от звезды мюзикла и оперетты Виктора Кровоноса.

P.S. Когда я уже подготовил этот материал, Виктор Антонович прислал мне для озакомления записи цикла "Велимир", сделанные с ансамблем "Поющие Гитары" в семидесятых годах, которые никогда и нигде не издавались. Прогрессивный рок очень высокого качества. Возможно, издай эти записи фирма "Мелодия" в середине семидесятых, эффект был бы не меньше, чем от культового "По волне моей памяти". По соображениям соблюдения авторских прав публиковать их я не буду.

А я в очередной раз задал себе вопрос, когда наша рок-музыка свернула в ту область, которую ныне весьма справедливо называют "говнороком"? Увы, вопрос риторический... Но это другая история.