В свете последних событий много разговоров про детей этой возрастной категории. В недавней публикации, в которой говорилось про систему тестов для подростков в школе, вспоминала книгу "Самооценка у детей и подростков- книга для родителей" Гюру Эйестад. В этой книге много интересных примеров и практических советов, а одна глава была посвящена стилям воспитания в разных семьях. Автор делит их на четыре вида: авторитетный, уступчивый, авторитарный, пренебрегающий. Уже по названиям напрашиваются выводы, что последовательность неслучайная и самый худший вариант- пренебрегающий. Недавняя ситуация с жёстким карантином вскрыла некоторые удивительные вещи, родители могли написать (как бы шутя)- лучше бы закрыли детей в школе на карантин, а мы бы еду подносили. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды, в сложной и непонятной ситуации проявляются наши взаимоотношения в семье с десятикратной силой.
Пренебрегающий стиль в воспитании, когда родители заняты массой более важных дел, вроде бы для благополучия семьи и детей, но часто это прикрытие. Возможно, к 12ти годам возникнет пропасть, которую потом трудно преодолеть, а как известно, пустоту заменяют другие люди, привязанности. Самый первый из четырёх видов- авторитетный, когда родители сочетают теплоту с требовательностью. В этом случае взрослые проявляют доброжелательность и заботу, являясь более старшими и мудрыми во взаимоотношениях с подрастающими детьми. У нас в стране слово- авторитет имеет двойной подтекст, в данном случае рассматривается вариант, когда взрослый имеет влияние основанное на знаниях, нравственной составляющей, большем жизненном опыте. Чаще всего самооценка детей у авторитетных родителей довольно высокая. Что именно автор рассматривает под формулировкой- самооценка, это принятие себя, понимание своих чувств и реакций. Здоровая самооценка позволяет чувствовать собственную ценность во взаимодействии с другими, и тогда мы смеем проявлять весь спектр чувств и переживаний. "Необходимо, чтобы подросток чувствовал, что его принимают- вместе со всей его неуверенностью, ошибками и недостатками".
Деление на разные стили воспитания, автор берёт, как основные направления, которые имеют вариации, но что-то из четырёх видов явно преобладает. Так же она указывает на то, что родители могут уставать от ответственности и трудностей с подрастающими детьми, это на самом деле непростой период. При этом, самый лучший момент для корректировки прошлых ошибок, нахождения баланса между заботой и предоставлением большей самостоятельности, которая не выражается в полном отрыве от семьи (как порой бывает) и отсутствии общих ценностей, а наоборот, в укреплении взаимоотношений на более взрослом уровне.
В результате вышеперечисленного можно сделать вывод, что доверительные отношения в семье весьма связаны с формированием самооценки ребёнка, его принятия родителями, общей благожелательной атмосферой, несмотря на разные трудности. Мы проходим много университетов в своей жизни, но меньше всего нас учат быть будущими родителями, учимся мы на своём опыте, постигая эту науку на ходу, делая ошибки и исправляя их.