Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский
Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18,18)
Этот вопрос предложил Иисусу Христу какой-то иудейский князь. Вопрос самый важный! Весьма желательно, чтобы этот вопрос занимал и всякого христианина — не из любопытства, но от сердечного желания узнать основательный ответ на него. Ибо кого занимает такой вопрос, тот показывает, что у него есть попечение о своем спасении; а попечение о своем спасении, если оно сердечно, есть самая первая и самая главная потребность в деле спасения и служит основанием всех добродетелей.
Хочу обратить на эту истину особенное внимание.
Попечение о спасении действительно есть самая первая и самая главная потребность в деле спасения. Потому что, не имея попечения о спасении, человек не будет стараться узнавать путь ко спасению, тем более не захочет идти по пути спасения, а еще больше не захочет преодолевать трудности и неприятности, какие на пути спасения встречаются весьма часто, особенно вначале, и бывают весьма скучны, досадны и тяжки. Кто не печется о своем спасении, тому какая нужда стараться узнавать и употреблять данные ко спасению средства, особенно когда некоторые из них требуют великих пожертвований от нашего плотского ума и сердца и посему весьма нам неприятны? Где нет попечения о спасении, там нет основания, на котором бы могло созидаться спасение души.
Для спасения весьма нужно исполнение воли Божией, или, что то же, добродетель. Исполняющий волю Отца Моего Небесного... войдет в Царство Небесное,— сказал Господь (Мф. 7, 21). Но всякая добродетель начинается только при нашем попечении о спасении. С усилением сего попечения усиливается и добродетель. Когда это попечение достигает высшей степени, тогда и добродетель достигает своего совершенства; но когда попечение о спасении ослабевает, тогда слабеет и добродетель. Где вовсе нет попечения о спасении, там вовсе нет и добродетели. В человеке беспечном о своем спасении всегда гнездятся и владычествуют греховные расположения всякого рода. Повсеместный опыт свидетельствует, что беспечность о спасении везде влекла и влечет за собой величайшую порочность нравов. Напротив того, где попечение о спасении весьма живо и сильно, гам жива и сильна добродетель. Попечительный о спасении почитает любовь к Богу выше всякой иной любви и старается приобрести ее. Попечительный о своем спасении весьма высоко ценит любовь к ближнему и старается приобрести эту любовь. Попечительный о своем спасении исполняет или по крайней мере непрестанно старается исполнять все заповеди Божии; но без попечения о спасении нельзя исполнить ни одной заповеди. Попечительный о своем спасении удаляется или по крайне мере непрестанно старается удалиться от всех грехов; но без попечения о спасении нельзя удаляться ни от какого греха. Попечительный о спасении непрестанно трудится для спасения, борется, бодрствует и терпит. У него возникает твердая решимость делать добро, то есть исполнять волю Божию, закон Божий; а при этой решимости ему любезна и возможна всякая добродетель. Попечительный о своем спасении обращает тщательное внимание на все случаи, где он может делать добро, и делает, не опуская ни одного случая. Притом он не довольствуется тем, что исполнил то или другое, но исполняет всё, что должен и может. Он непрестанно алчет и жаждет правды и потому прозорливо предусматривает все опасности, какие могут отклонить его от исполнения Божией воли, то есть вовлечь его в грех, и непрестанно молится, чтобы ему не войти в искушение. Попечительный о своем спасении непрестанно вспоминает о вечности, о том, что в ней есть, и о своей участи в ней, потому что пекущийся о своем спасении всего более занят вечностью и уготованными в ней благами, ибо собственно они составляют его сокровище (Мф. 19, 21; Лк. 12, 33). А Господь сказал: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Воспоминание же о вечности и о вечных благах доставляет ему силу и мужество побеждать как все свои греховные желания и склонности, так и все внешние напасти, и он действительно побеждает себя и всё внешнее.
Итак, деятельное попечение о спасении истинно есть первая и самая главная потребность в деле нашего спасения и действительно служит основанием всех добродетелей. Спросите всех добродетельных, что их сделало таковыми, или всех святых, что их сделало святыми,— они скажут в ответ: ревностное попечение о своем спасении. И все исправившиеся грешники скажут, что они исправились именно потому, что в них некогда возникло и постоянно продолжалось попечение о своем спасении. Чем больше становилось в них это попечение, тем чище становились и они. Они сделались совершенно чистыми только тогда, когда попечение о спасении возвысилось в них до высшей степени. Но все, живущие недобродетельно, недобродетельны именно потому, что у них не было и нет должного попечения о своем спасении.
Брат! Углубись в себя и посмотри: есть ли в тебе должное попечение о спасении? Попечение о спасении для всех желающих спастись совершенно необходимо, потому что только попечение о спасении производит то, что грех теряет перед нами свою прелесть. Грех имеет две стороны — привлекающую и отталкивающую: привлекающую — по причине некоторых чувственных удовольствий, им доставляемых, отталкивающую — по причине горьких последствий от него, особенно в будущей жизни. Но как пекущийся о спасении непрестанно вспоминает о вечности, то грех не вдруг может уловить его, потому что вспоминающий о вечности видит в грехе ужасного своего злодея в отношении к будущей жизни и крайне остерегается его.
Только попечение о спасении делает и то, что всякая добродетель не бывает для нас слишком трудна. Ибо трудность подвигов добродетели пекущийся о спасении облегчает себе живым представлением бесконечного блаженства, уготованного от Господа Бога за те подвиги в вечности, так что все его временные пожертвования и лишения в чаянии вечных благ и вечного спасения своей души составляют для него не страшное, но вожделенное упражнение и не нарушают внутреннего спокойствия.
Кратко сказать: у кого есть ревностное попечение о своем спасении, в том вера, надежда и любовь — сии три главнейшие христианские добродетели — не ослабевают, но укрепляются и процветают. Ибо как попечение о спасении живо представляет ему невидимое и вечное, то вера у него в силе; как оно живо напоминает ему обетования Божии, то надежда у него крепка; как оно живо напоминает ему любовь Божию, то и любовь его к Богу и ближнему горит.
Из всего сказанного ясно вытекает следующее: во-первых, поскольку попечение о своем спасении есть первая и самая главная потребность к спасению, то нам должно всеми силами возбудить в себе это попечение. Во-вторых, поскольку попечение о спасении служит основанием всех добродетелей, так что без него нет никакой добродетели, то нам должно выбрать из двух: или совершенно не иметь добродетели и жить, как жили, то есть без попечения о своем спасении, или решительно возыметь попечение о своем спасении и обратиться к верному исполнению наших обязанностей, признавая дело душевного спасения при всех обстоятельствах и делах нашей жизни делом самым первым и важным. Господь Бог, желающий всем нам спастись (1 Тим. 2, 4), да расположит всех нас выбрать то, что должно!
Аминь.