Найти тему
сегодня я

прочёл "Царь кровь" Саймона Кларка.

Передать настроение книги можно тремя словами:"Жестко, злобно, бесцеремонно."

Автор родом из Британии, идейный наследник Джона Уиндема, о произведении которого я уже писал, и видно влияние в образе повествования на самого Кларка, но с одной важной отличительной чертой. Если в романе "День Трифидов" больше пространства занимало внутреннее состояние главного героя, а описания разрушенного мира пусть и не уходили на второй план, но терялись среди размышлений протагониста. Саймон Кларк же настолько дотошно описывает мир "после": выжженные километры территорий, затопленный Лондон, горы трупов, умершие от удушливого газа; при этом настолько же дотошно описываются переживание героя, на чьи плечи выпали эти испытания. Поэтому для меня Кларк - это Уиндем с большим знаком плюс.

Закончу со сравнением авторов и перейду к самой книге.

Обложка.

Нельзя оценивать произведение в разрыве от обложки, которую предлагает издательство, в моем случае это "
АСТ ". Невзрачно и напоминает дешёвое чтиво, которое можно прочесть разве что от скуки, сидя на даче без интернета.

Сама обложка.
Сама обложка.


Примечание.
Замечаю проблему "обёрток" - возникает ощущение, что зачастую издательства пренебрегают созданием авторского рисунка на переплете, довольствуясь первым взятым из интернета изображением, не отображающим происходящие события в истории. Часто случается, что в магазине можно пропустить достойное произведение, потому что никто не задумывается над внешним видом.

Сюжет.

Мы привыкли, что тектонические плиты, на которых и стоят все наши материки, двигаются крайне медленно и лениво. Это стало данностью: никто не предположит, что материк может резко "разъезжаться", провоцируя извержение вулканов, взрывы подземных залежей газа и выбросы метана на поверхность. Но автор предположил и написал целую историю про мир, где всё это случилось.
Протагонист - Рик Кеннеди, парень, 19 лет, мечтающий отправиться с тур со своей рок-группой. Не сложно догадаться, что мечтам не суждено было сбыться и теперь главная цель - это прожить до завтра, не оказавшись на столе у обезумевших от голода толп. Ко всему этому добавляются взявшиеся из ниоткуда серые чудища, происхождение которых останется тайной почти до самого конца истории.
Выживать в столь суровом мире Рик будет не один, а с целой группой таких же как он, под предводительством его старшего брата - Стивена.

Сюжет кратко описан, а теперь можно погрузиться в более детальное описание некоторых моментов, которые меня особо затронули.

Сюжет поглубже.

Разрушение.
Действия происходят не на одной территории, и по мере продвижения по сюжету, Рику выдают задание - посетить Лондон. Вернее,что от него осталось. Столица Туманного Альбиона затоплена. Некогда великая Трафальгарская площадь находится глубоко под водой, Вестминстерский дворец разрушен и только Биг-Бен возвышается, напоминая, что некогда тут было главное туристическое направление Великобритании.
Я не хочу описывать происходящие действия из-за спойлеров, но отмечу, что описание разрушенного Лондона производит впечатление ударяющие в мозг, даруя осознание хрупкости нашего мира. Как быстро может рухнуть нерушимое, оставив после себя только напоминание о прежнем величие мест.


Разложение.
На что вы готовы ради еды? В наше время сложно представить, что человек живущий по соседству, которого ты знал всю жизнь, да и в целом он был хорошим парнем, может убить тебя за краюху хлеба.
Ни раз противопоставляются люди "до" и люди "после".
Если в "до" они были учителями, медиками, работниками офисов, занимали высокие должности, свято верили в иерархию, стараясь пробиться на ступеньку повыше, то в "после" всё сократилось до двух ступеней: поедающий и съеденный.
Ни прошло и месяца после начала катастрофы, как толпы превращались практически в первобытных людей, сбиваясь в племена, промышляя каннибализмом и охотой на своих сородичей.

Очень ярко описывает это сцена с погоней за женщиной. Прочитав книгу вы поймете о чём я.

После подобного невольно задумываешься - а на что я бы пошёл, оказавшись на грани смерти от голода? Сохранил бы человеческое достоинство или, крича от радости, забивал бы девушку камнем, ощущая приближающийся ужин?

Неизвестность.
В описании книги сказано, что роман является ещё и хоррором.
Все пугающие моменты скинуты на зловещих серых. Никто не знает откуда они, но их вид вызывает животный страх.
Только загвоздка в том, что видит их только главный герой и, его товарищ, Стенно.

Опять же, во избежание спойлеров, не буду писать их происхождение, только подмечу, что автор очень органично вписал их в историю, и логично объяснил их происхождение. С нагнетающей атмосферой чудища справляются на ура.

Персонажи.

Больше всего хочется сказать о протагонисте, от лица которого и ведется повествование.
Я писал выше, что Рику 19 лет. Юный парень, перед которым открыты все двери, горящие глаза от мечтаний о собственной группе и её турах, но рухнувший мир заставил его повзрослеть на десяток лет за полгода. Не буквально, конечно, а лишь формально. Он и сам подмечает, что его друзья, за те полгода, что они прожили пытаясь выжить, из потенциальных успешных карьеристов, превратились в жалкое подобие себя из прошлого: впалые глаза, узкие плечи, язвы на коже из-за недостаточного питания, и будто вечно напряженные мышцы лица от страха.

И очень хорошо всё это описывается в пределах "головы" Рика.
Саймон Кларк очень хорошо вложил "человечность" в персонажей, благодаря этому поставить себя на место действующих лиц, и почувствовать переживаемые эмоции - легко.

Стиль.

Как же хорошо описан умирающий мир. Тут нет романтичных описаний мира, нет спасительной силы любви между персонажами, которая всегда вытаскивает из всех передряг как в "Голодные Игры"- только сожженные леса, огромные кратеры на месте прежних городов и кипящие реки, на поверхности которых плавают разлагающиеся трупы.
И с этим описанием я полностью согласен. В мире где, случилось что-то такое, способное уничтожить все институты, что нам закладывали в головы - нет места ярким моментам.
Человек не протянет руку для спасения, рискуя потратить последние запасы, наоборот, скорее всего, руку протянут, чтобы схватить и пополнить тобой съестные запасы.

Описываемые убийства создают ощущения, что писатель ни раз сам сталкивался с убийствами, или, как минимум, общался с человеком видавшим всякое.

На всякий случай отмечу - если у вас неустойчивая психика, или вы очень ярко воспринимаете описываемые зверства, то читать явно не стоит.

Итог.

Книга не для всех. Излишние описания создают ощущение графомании автора и искусственное затягивание истории, кому-то такое не понравится, но лично мне - зашло.
Если вы хотите на некоторое время кануть в атмосферу "безнадежности выживания", и представить знакомые места в самых темных тонах, то книга однозначно для вас.

PS

Мне же лично после прочтения захотелось поиграть в какой-нибудь сурвайвл-хоррор, и на примете есть интересный представитель жанра - Darkwood, так что скоро напишу о нём.
Так же нужно подвести итоги по постапокалиптике. Статья-вывод будет через несколько дней.