"Убийство в Восточном экспрессе" - один из величайших романов Агаты Кристи. Но ездил ли по европейским дорогам настоящий Восточный экспресс и действительно ли там совершались убийства?
Как все начиналось
Первые железные дороги стали появляться в Европе уже в начале 1830-ых. Развитие их было сложным и небыстрым. Каждая страна хотела иметь собственную железнодорожную сеть, а о прокладке трансграничных полотен задумались лишь к 1860-ым. Первая такая дорога появилась в 1867 году – поезда поехали из Парижа в Вену .
Но что такое поезд тех времен? Сидячие вагоны , а путешествие может длиться несколько дней. Например, две ночи и один день как в случае Парижа и Вены. И все это время сидеть?!
Французский предприниматель Жорж Нагельмакерс хочет добавить в железнодорожные путешествия удобство и… роскошь! Он пытается ввести спальные вагоны для длинных поездок. Однако его первый опыт проваливается: вагоны с кроватями закуплены, но денег не хватает – приходится уступать часть бизнеса американскому инвестору Уильяму Манну. Но и тот вскоре разочаровывается в проекте, а Нагельмакерс основывает новую компанию – «Compagnie Internationale des Wagons-Lits» , сокращенно CIWL. Компания, кстати, существует до си пор, а основным ее спонсором стал бельгийский король.
В то же время строительство идет и с другого конца будущего маршрута Восточного экспресса – из Османской империи рельсы тянутся к Европе. Но и тут не обошлось без сложностей. Освободившиеся от турецкого протектората Болгария, Румыния и Сербия обязались достроить свои участки дороги, но делать это не спешили. Пассажирам приходилось сначала ехать на поезде, пересаживаться на паром по Дунаю, ехать снова по железной дороге до Варны, снова пересаживаться на паром. И за это нужно было платить, и притом немало – покупать билет первого класса , а если пассажир хотел спальный вагон, то сверху еще 20 процентов за удобство .
4 октября 1883 года состоялось торжественное отправление первого Восточного экспресса.
Почему экспресс - Восточный?
Здесь заложена игра слов : поезд следует в Стамбул – символические ворота в Азию , а еще первый поезд отправился с Восточного вокзала в Париже . Кстати, на английском Восточный экспресс называется не Eastern, а Orient Express.
Вскоре все страны достроили свои участки и маршрут Восточного экспресса стал полностью железнодорожным. Это позволяло экономить 14 часов в пути.
А что внутри?
Восточный экспресс всегда был синонимом роскоши и богатства . Недаром им путешествовали император Франц Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль и, конечно, Агата Кристи. Но за что так ценили и любили именно этот поезд? Что в нем такого особенного?
В том самом, первом экспрессе было всего пять вагонов , но для пассажиров было доступно два. Из оставшихся трех один предназначался для нужд персонала поезда, второй – для хранения багажа, а третий – вагон-ресторан . Путешественникам предлагалось довольно обширное меню с учетом, кстати, региональных особенностей. То есть проезжая мимо Альп, можно было отведать альпийских деликатесов.
Но пассажиры платили не столько за вкусную и необычную еду, сколько за комфорт . В спальных вагонах были широкие кровати из красного дерева, обитые генуэзским бархатом , на стенах висели акварели известных художников стиля ар-нуво . Позднее интерьеры дополнялись горным хрусталем и библиотекой , если путешественник забывал захватить роман в дорогу.
Ну и, конечно, вид! Поезд проходит по французским виноградникам пино-нуар и шардоне, швейцарским полям, лугам и Альпам. По пути встречаются развалины средневековых замков и церквей, горные массивы и припрятанные на их склонах маленькие деревушки Австрии и Италии.
Судьба Восточного экспресса
Расцвет экспресса пришелся на конец 19-ого и начало 20-ого веков. Сначала это была новинка , потом удобство (альтернативным вариантом было бы ехать несколько дней или даже недель на лошадях), с появлением других поездов экспресс стал цениться не только за быстроту, но и за комфорт, его называли «отелем на колесах» .
Но потом началась война . Сначала первая, потом вторая. Дорога пролегала через фронт, движения не было, а страны-хозяйки железнодорожного полотна захватывали роскошно убранные поезда. Восточный экспресс менял свой маршрут из-за политики и ранее – смещался то севернее, если конфликтовали южные страны, то южнее из-за политических разногласий северных стран. Между войнами экспрессом ездили в основном высокопоставленные военнослужащие и политики. Но после Второй мировой войны Восточный экспресс стал хиреть: в 1950-ом люксовые вагоны заменили стандартными, половина маршрута в Восточной Европе исчезла из-за железного занавеса.
С 1970-ых различные туристические компании пытаются восстановить Восточный экспресс в первозданном виде: с полным маршрутом, изяществом и роскошью. Так что можно сказать, что на Восточном экспрессе можно проехаться и сейчас, но будет ли он таким же?..
А что насчет убийств?
Катастрофы с Восточным экспрессом, конечно, происходили и даже летальные, но вот убийств эти вагоны не помнят. Чаще всего причинами становились ошибки машинистов и неисправности на дороге . Так, в 1919 году позади идущий поезд не среагировал на предупреждающий сигнал и допустил столкновение. Погибло более 18 человек. В 1921 году в Румынии поезд сошел с рельсов, в 1924 – столкнулся с грузовым составом.
Самая кровопролитная катастрофа произошла 21 октября 1957 года в Стамбуле. Восточный экспресс лоб в лоб столкнулся с пригородным местным поездом, погибли 95 человек.
Но жизням пассажиров угрожали не только ошибки машинистов. Поезда часто останавливались на пути из-за упавших деревьев или избытка снега на путях. Приходилось подолгу ждать – один таких эпизодов как раз и описан Агатой Кристи. На поезд могли напасть разбойники , поэтому туристы брали с собой оружие и спали в одежде.
Но убийств, тем более таких сложных и спланированных, как в романе Кристи, на маршруте Восточного экспресса не встречалось.
«Восточный экспресс» был настоящей иконой своего времени – иконой стиля, роскоши, богатства и комфорта. Но время неумолимо шло вперед: появлялись самолеты , позволяющие преодолеть то же расстояние быстрее и с еще большим комфортом. Обеспеченная клиентура поездов переместилась туда. Сейчас «Восточный экспресс» - это раритетные вагоны в музеях разных стран, осовремененные копии на рельсах и … бессмертный роман Агаты Кристи.