Наверняка тем, кто родился в 80-х – 90-х годах прошлого века, знакомы работы Владимира Четверикова: солнечные сюжеты как будто передают привет из детства. Помню, как мы на летних каникулах ходили на почту или на телеграф — отправить письма друзьям, позвонить... Кажется, там всегда были в наличии открытки со счастливым зайцем, которому подарили огромного игрушечного тигренка, смешным щенком, который тащит хозяину букет цветов, Дюймовочкой и т. д.
Когда смотришь на эти веселые, красочные картинки, создается впечатление, будто бы у художника и огорчений никаких в жизни не случалось. Наверняка в его семье было много детей, и по вечерам у камина вслух читались сказки Андерсена…
Детей у Четверикова действительно было много — четверо: Василий, Геннадий, Кирилл, Георгий. Да вот только все от разных браков. Претерпевая очередное крушение надежд на личном фронте, художник создавал новую прекрасную открытку. Самым удивительным при этом было то, что он не различал цветов.
Тяга к рисованию проявилась у маленького Володи очень рано — в возрасте четырех лет. А в пять в детском саду уже прошла первая выставка его рисунков. Тем не менее, мальчик отнюдь не мечтал стать художником: он грезил морем, посещал клуб юных моряков и полярников. После окончания школы поступил в мореходное училище. Однако от мечты бороздить моря-океаны пришлось отказаться: помешал врожденный дальтонизм.
Пришлось искать новые направления в жизни. Вспомнив о своем увлечении рисованием, Владимир отправляется в Строгановское училище. А чтобы про дальтонизм никто не узнал, выбирает на экзамене задание «скульптура» вместо «рисунка». И из-под его рук появляется хранитель Сьян.
«В детстве, — вспоминает брат художника, Юрий, — мы часто бывали в Сьяновских пещерах (подмосковная система искусственных пещер -каменоломен . Прим. автора). Примерно тогда же был придуман их Хранитель, которого Володька позже изобразил на экзамене».
После учебы началась работа во Внешторгрекламе. Примерно тогда же Владимир в первый раз женился. Однако жизнь в шалаше — а точнее, в съемной квартире на одной из городских окраин — оказалась совсем не сладкой: денег вечно ни на что не хватало, родственники жены были недовольны ее выбором. Бытовые условия также оставляли желать лучшего: когда родился ребенок, приходилось даже закрывать его кроватку сеткой, чтобы малыша не покусали крысы.
Жизнь сложилась таким образом, что даже тогда, когда его творчество уже было востребованным, денег оно так и не принесло.
«Художникам зачастую достаточно пребывания в самом процессе: нарисовали, порадовались — и побежали дальше. Результат их мало интересует», — объясняет племянник Владимира Четверикова, Алексей.
Сам художник также неоднозначно признавался, что ему хотелось поделиться своей радостью с окружающими.
1978 год стал переломным в его судьбе: Четвериков начал трудиться в почтовой миниатюре. Вначале было выпущено пять его открыток, далее их число стало расти. Общий тираж превысил 650 миллионов экземпляров.
Как же художнику удавалось не путать цвета во время работы? Все очень просто: коробочки с красками были подписаны и стояли в определенной последовательности. Зачастую Владимир просил раскрасить открытки свою племянницу Юлю. Кстати, именно с нее была нарисована знаменитая Дюймовочка.
В СССР существовала целая комиссия по приемке открыток. Без согласования с ней ни одна открытка не могла быть выпущена. Маразмов в процессе согласования хватало.
«Дядя как-то рассказывал, что комиссия «завернула» его картинку, на которой были изображены звери, плывущие в скорлупе, из-за того, что скорлупа похожа на немецкую каску, — смеется племянник художника, Алексей. — А в другой раз им не понравился Дед Мороз, стоящий спиной к зрителям. И еще на другой открытке звезды показались похожими на израильские».
Друзья и родные вспоминают Владимира Четверикова как доброго человека, который всегда приходил на помощь. Одной юной художнице, например, он разрешил подписать ее именем нарисованные им эскизы. А когда возникла необходимость съезда с матерью, которая уже не могла управляться самостоятельно в быту, забрал к себе старенькую одинокую соседку по коммуналке. Так и жили они втроем, пока не ушли один за другим (мать и соседка — в силу возрастных причин, Владимир — от онкологии).
Для меня работы этого художника навсегда останутся частичкой детства. Глядя на них, кажется, что ты на даче, впереди бесконечные летние каникулы (а затем недолго и до Нового Года!), и сердце радостно замирает в ожидании чудес, которые обязательно свершатся...
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
Благодарю за внимание!