Найти в Дзене
PORTULAN

Там, где рыбаки сушат сети – захватывающая история Харбина, столицы «Желтороссии» или «Дикого Востока»

Прогулка по Харбину вызывает очень странные ощущения. Вокруг всё по-китайски: вывески, речь, лица… но не покидает стойкое ощущение, что находишься в старом русском уездном городке. Харбин называли столицей Желтороссии – его строили русские архитекторы и инженеры. А началось все в степях и лесах Маньчжурии, на берегах реки Сунгари, куда в конце XIX века пришла Большая история и геополитика.

-2

Весь XIX век рушились огромные империи. Не обошла эта участь и Китай. И если до этого в мире о Маньчжурии мало кто знал, то к 1890 годов интерес к этой земле со стороны западных стран вдруг резко вырос.

Маньчжурия была важна для России, так как через нее предполагалось провести существенный кусок Транссибирской магистрали. Кроме того, России был нужен незамерзающий тихоокеанский порт (море вокруг Владивостока зимой замерзало). Маньчжурия стала одним из приоритетных направлений российской внешней политики.

С другой стороны (с востока) голодными глазами на Маньчжурию глядели японцы, которые быстрыми темпами наращивали свою военную мощь и становились самым сильным игроком на восточно-азиатском направлении. Совсем недавно Япония победила в войне с Китаем и получила полуостров Ляодун вместе с Порт-Артуром.

На этой сатирической старой карте Китая изображены раздирающие ее державы – Англия, Австрия, Россия, Германия и Франция в виде наседок, Япония в виде высокомерного петуха, и нейтральные США над схваткой – на заборе (1901 год)
На этой сатирической старой карте Китая изображены раздирающие ее державы – Англия, Австрия, Россия, Германия и Франция в виде наседок, Япония в виде высокомерного петуха, и нейтральные США над схваткой – на заборе (1901 год)

В результате политических игр России при поддержке Германии и Франции японцы обратили свои усилия в направлении южного Китая. Эта некогда великая империя переживала очень сложный период – постоянные смуты и нападения врагов ослабили е, и в 1896 году Россия получила от Китая концессию на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая должна была пройти через Маньчжурию. За этот проект в российском правительстве выступал министр финансов Витте, споря с другим проектом дороги до Владивостока, который предполагалось провести севернее, по территории России.

Но победил Витте. Дорога должна была протянуться по территории Китая почти на 2500 км и связать Читу и Владивосток. Почти одновременно с этим Россия при поддержке Германии захватила Порт-Артур – тот самый незамерзающий порт на Тихом океане (Япония уже отдала его обратно Китаю). От КВЖД должно было пойти 1000-километровое ответвление на юг, на Порт-Артур.

Старая настенная карта Харбина с окрестностями. Эта местность попала в зону концессии КВЖД. На карте показан мост Биньчжоу через р.Сунгари – значит, карта составлена российскими картографами после 1901 года.
Старая настенная карта Харбина с окрестностями. Эта местность попала в зону концессии КВЖД. На карте показан мост Биньчжоу через р.Сунгари – значит, карта составлена российскими картографами после 1901 года.

В 1895 году российская экспедиция отправилась в Маньчжурию для проектирования будущей дороги. Уже тогда инженеры приметили стратегически важное место, откуда могла бы пойти развилка на Порт-Артур: место пересечения будущей дороги с рекой Сунгари. Здесь и был впоследствии основан Харбин – столица «Желтороссии», главный город и административный центр КВЖД. По-китайски Харбин означало «Место, где рыбаки сушат сети».

Скоро тут будет Харбин
Скоро тут будет Харбин

От Харбина на юг до Порт-Артура пошла Южно-Маньчжурская железная дорога. Сам город стал рос как центр обслуживания всей железной дороги и ее служащих. Сюда ехали банкиры и инженеры из России, фермеры и слуги из Китая, купцы из Китая и Японии, и всякого рода маргиналы. Харбин стал настоящим процветающим центром «Дикого Востока».

Старая карта Харбина 1903 года. Население уже около 100 тысяч человек, из них 20% русских. Но именно на них и работал почти весь город – это видно по рекламе на карте.
Старая карта Харбина 1903 года. Население уже около 100 тысяч человек, из них 20% русских. Но именно на них и работал почти весь город – это видно по рекламе на карте.

Город стал средоточием модернизма. Это видно, например, из названия улиц: Водопроводная, Электрическая, Артиллерийская, Диагональный бульвар. Разные этносы жили скученно, в своих кварталах. Китайцы, например, в довольно грязном промышленном Фудзядяне.

Маньчжурский и китайский район Фудзядян
Маньчжурский и китайский район Фудзядян

Русские жили в Новом городе (это были в основном работники железной дороги) – тут был сам вокзал и красивые парки. На рынке говорили в основном на пиджине – русско-китайском диалекте («твоя-моя»). Город часто навещали театральные труппы, известные певцы, работали школы и библиотеки, выходили русскоязычные газеты и журналы.

Во время знаменитого «Боксерского восстания» в 1900 году Харбин отразил целых три атаки китайской армии, после чего Россия еще больше укрепилась в Маньчжурии. Во время Русско-японской войны Харбин был важным пунктом снабжения.

Маньчжурский и китайский район Фудзядян
Маньчжурский и китайский район Фудзядян

Еще один расцвет Харбин пережил во время Гражданской войны в России. Сюда хлынули толпы эмигрантов, бегущих от большевиков. И только в конце 30-х годов статус Харбина упал, а его население резко сократилось: Маньчжурия оказалась во власти Японии, а город стал одной из японских военных баз. Сразу после Второй Мировой войны Харбин стал полностью китайским.

-9

Еще больше интересных историй про старые карты читайте на нашем сайте .