Йожеф Сабо. Прежде слышал о нем негатив — во времена, когда он тренировал сборную Украины. Слышал, что его не любили.
И вот слушаю с ним интервью у Гордона. Без особого интереса к его личности и жизни, и говорит он еще противно (это на мой субъективный взгляд). В основном из-за его рассказов о Лобановском в те годы, когда «Динамо» доходило до четверть- и полу- финалов Лиги чемпионов; до сих пор помню матч против Баварии в Киеве — это была высшая точка советского футбола, в которую он стремился все свое существование и все-таки остановился в шаге от величайшего достижения, выхода в финал. Все-таки никакого украинского футбола в 90-х еще не было, то был советский футбол, равно как и наш романцевский «Спартак».
Я думаю, что как футбольный наставник, сам Сабо, тесно работавший с Лобановским, тоже был специалист советский. Это и подтверждают его рассуждения о современных командах и футболистах, сравнение нынешнего футбола с «тогдашним». Но главное открытие, причем ошеломляющее – настолько его не ждешь в контексте программ Гордона с ее вечными «аннексией Крыма» и «Путиным, развязавшим войну» — случается ближе к концу передачи.
Обычно для меня важно, что люди говорят о Крыме – ведь это все-таки моя земля. Да, и Сабо не избегает разговоров о политике: то ли от необходимости, то ли искренне произносит необходимые для интервью слова о российской агрессии. Человек в его возрасте имеет право на любое мнение, в конце концов, он не призывает никого убивать. Но куда ценнее то, что происходит дальше.
«От чего можете заплакать?» – спрашивает лисья морда Гордон. И Сабо в ответ натурально плачет.
«От всего, особенно сегодня — именно от того, что людей столько бедных. У меня это уже ритуал: вечером я гуляю, беру обязательно деньги с собой, потому что знаю, что на улице, где я гуляю, будут сидеть или старушка, или старик какой-то. Поставили кулечек какой-то. Они почему днем не сидят? Да потому что полиция гоняет. Вот я им даю. Я вижу в магазине большом, вижу, что они чистенькие, не бомжи, а она идет и считает, что купить. Я подхожу, даю сто гривен, говорю: ну возьмите. Ой, что ты сыночек (Сабо 80 лет), я говорю: возьмите, лишь бы было здоровье — самое главное».
И утирает платком слезы.
«Ну нельзя так жить, почему мы не можем… Ну почему мы не можем давать пенсию больше, чем вы даете? Что, денег нет? Так украдут».
Современное государство Украина планирует скоро вообще отменить пенсии. Россия пока нет.
Эти слова говорят о Сабо куда больше, чем его мнение о Путине и России. И не зря они разделят аудиторию Гордона на две непримиримых стороны. «Совок поганий», — в нынешнем украинском Ютубе такое пишут даже журналисту Франкову, изо всех сил убеждающему в проукраинских взглядах, но в манере общения и взглядах на другие, неполитические вопросы, действительно демонстрирующий «совковость».
А я скажу так: безусловно, советский человек, и безусловно, настоящий человек. Что это, если не комплимент сегодня. Комплимент уходящим людям, которых больше не будет. Кто из нынешних футболистов, тренеров скажет что-то подобное в интервью? Кто из тех, кто кричит, что «Крым наш», клеймит «хохлов» и воспевает величие России, выйдет на такую вот прогулку? А кто из тех, кто кричит «Слава Украине»? Кто «выше политики»?
Никто и никогда.
Именно здесь пролегает граница. Не по политической карте и не по отношению к «аннексии» и «оккупации». По обе стороны могут быть мерзавцы.
Чувствуем ли мы эту боль так же? Если да, эти люди, уходящие, еще небезразличные — наши. Этим людям уважение, их слезы дорогого стоят. Среди них Йожеф Сабо, человек высочайшей пробы.
#ЙожефСабо #Украина #бедность #позиция #Гордон #вгостяхуГордона #Франков #АртемФранков #Панкратов