В Праге есть автобусы, трамваи и метро. Также можно использовать поезда типа электричек в черте города. Еще к транспортной системе Праги относится речная переправа, но я знаю только одно место, хотя их 3. Метро состоит из трех веток: A, B и C. Они пересекаются между собой для перехода пассажиров между линиями.
Я использую все виды транспорта понемногу. Чаще всего я езжу на работу на метро. К счастью, мне ехать 4 станции и это занимает 10 минут. Автобус довезет туда, куда не протянуто метро и даже за город. Многие, кто живет за Прагой, пользуются этой возможностью, чтобы ездить в Прагу на работу. Остановки таких “периферийных” автобусов обычно находятся на конечных метро или у ближайших к ним станциях.
Для того, чтобы узнать точное расписание автобусов за город есть приложение IDOS. Нужно задать откуда и куда направляетесь, и ваш путь будет проложен. Для передвижения только по Праге, достаточно PID Lítačka — принцип работы схожий, есть версия на английском. Еще есть веб-страница транспортного предприятия — DPP.cz.
Приложения расписания транспорта Праги:
PID Lítačka — только Прага
IDOS — за пределами Праги
DPP.cz — веб-сайт пражского перевозчика
Очень приятно ездить на трамвае, если хотите посмотреть в окошко на красивую Прагу. Местные говорят, Прага заканчивается там, где ездит трамвай.
Как развит общественный транспорт? Сколько стоит билет на метро?
Штраф за безбилетный проезд — 1500 крон (4000 руб.)
В Праге действует единый билет на все виды транспорта. Это означает, что от момента компостирования билета, можно пользоваться всеми видами транспорта в Праге до окончания срока годности билета. Простой получасовой билет стоит 24 кроны. Такие разовые билеты можно купить в автоматах, которые находятся в метро и на остановках. Некоторые автоматы принимают бесконтактные карты, чтобы вы не мучались искать монеты. Еще такие краткосрочные билеты можно купить у водителя автобуса, но немного дороже. Билет начинает действовать с момента его компостирования. Это можно сделать на входе в метро, в самом автобусе или трамвае. Также билеты продаются в газетных киосках (чеш. Trafika), которые расположены вблизи остановок, где нет автоматов с билетами. Билеты можно купить прямо у кассира в киоске.
Обязательно старайтесь пробивать билет, когда зайдете в автобус. В Праге нет кондукторов, но есть контролеры, которые только проверяют билеты. Если вас схватят, штраф до 1500 крон (4000 руб.). При оплате на месте — 800 крон.
Для тех, кто живет в Праге постоянно, имеет смысл купить проездной. Они продаются на один, три, пять месяцев и один год. Два года назад произошла реформа стоимости проездного Праги с целью привлечь больше людей пользоваться транспортом и бороться с пробками. Так проездной на 1 год стоит 3650 крон, а его реклама была “Поезжай куда угодно за 10 крон в день”. Подробнее с ценами на билеты можно прочитать здесь — https://www.litackar.cz/cenik-jizdneho/ .
Немногие знают, что существуют льготные тарифы на детей, студентов и пенсионеров. Все льготы описаны здесь — https://pid.cz/en/discounts/ .
Для пассажиров от 65 лет есть возможность бесплатно передвигаться по Праге. Для этого нужно оформить Литачку без купона или удостоверение «PID 65-70 лет». Последний способ более дешевый и делается моментально, но потребуется ваша фотография. Недостаточно показать паспорт контролеру, без такого документа проезд бесплатен только, когда человек старше 70 лет. В этом случае достаточно только паспорта.
Есть группы в ВК, где можно перекупить дешевле бумажные не именные проездные на длительный срок. Они продаются за ненадобностью такими же туристами.
Группы, где можно купить проездные:
Как устроено такси в Праге, есть ли Убер? Сколько стоят поездки?
Такси в Праге существуют параллельно с приложениями Убер и Болт. Классические такси службы имеют больший ценник чем Убер. Дорога из аэропорта в центр города стоит около 1000 крон (2700 руб.), если взять такси, стоящие у аэропорта. Плюсы классических такси — у них есть стандарт. В их машинах очень комфортно ехать и приятно пахнет. Вам обязательно помогут с багажом. Из минусов — дорого и от вас ждут чаевые, которые не включены в цену поездки. Лично я ими пользовался пару раз, да и то в Карловых Варах, ибо там нет Убера.
Примеры классических такси служб в Праге:
У меня установлены оба приложения на телефоне: Uber и Bolt (бывший Taxify). Если вы только приехали в Прагу, советую скачать эти приложения здесь, потому как Убер, скачаный в России, не всегда будет работать в других странах. Когда я открыл свое приложение Убера в России, он мне приказал скачать другое. Это связано с поглощением Убера Яндексом в России.
Коды для бонуса 100 крон (300 руб.) при установки Uber и Bolt:
Когда мне нужно вызвать такси, я смотрю предложения в обоих приложениях и выбираю там, где дешевле. Качество услуг (авто) на одинаковом уровне. Тем более что «бомбилы» часто работают на оба фронта.
По моему опыту, Болт выходит дешевле, чем Убер. Не всегда, но в большинстве случаев. Периодически в каждом из них проходят акции и скидки 50 %. Очень приятно, когда удается воспользоваться в подходящий момент.
Нужна ли в городе машина? Сколько стоит топливо? Как устроена парковка?
Как я уже описал выше, транспорт в Праге работает как часы и может вас довести в пределах города и даже за него. Ночью метро не работает от 1:00 до 5:00, зато есть ночные автобусы и трамваи со специльными маршрутами, которые заменят метро. Издержки есть — время поездки увеличится. Если не хочется ждать и бродить по ночам, есть Убер 🙂
Хотелось бы написать подробнее, но оставлю тему для отельной статьи. Оставьте комментарии, если хотите, чтобы я рассказал об автомобиле в Праге.