Найти в Дзене
"Механик"

Настоящие эндуро: новинки от Husaberg

Стремительная раскрутка «новых старых» мотоциклетных брендов продолжается, вывод на рынок из небытия подзабытых производителей становится новым трендом. Вот и тихо существовавший на задворках большого мотобизнеса шведский Husaberg принялся отвоевывать себе место под солнцем.
До недавних пор о мотоциклах Husaberg знали преимущественно фанаты мотоспорта и специалисты мотобизнеса. Да и откуда знать
Оглавление

Стремительная раскрутка «новых старых» мотоциклетных брендов продолжается, вывод на рынок из небытия подзабытых производителей становится новым трендом. Вот и тихо существовавший на задворках большого мотобизнеса шведский Husaberg принялся отвоевывать себе место под солнцем.

До недавних пор о мотоциклах Husaberg знали преимущественно фанаты мотоспорта и специалисты мотобизнеса. Да и откуда знать другим – у компании практически не было ни развитой дилерской сети, ни рекламы, ни информационной поддержки – ничего, кроме спорта. И хотя спортивные успехи более чем серьезные, складывалось впечатление, что шведы, где-то мельком увидев лозунг Win on Sunday, sell on Monday (побеждай в воскресенье, продавай в понедельник – англ.), запомнили лишь его первую часть, совершенно забив на вторую.

Husaberg, который некогда отпочковался от проданной итальянцам Husqvarna, так бы и продолжал тихо строить мотоциклы двойного назначения да кроссовые и завоевывать на них титулы в чемпионатах (а замахнуться на большее даже при наличии государственной поддержки было трудно), если бы не помощь из КТМ. Австрийцы, еще в 1995 году прикупившие шведский бренд «на всякий случай», вдохнули новую жизнь в сине-желтые мотоциклы.

Сохранить в Швеции компанию полного цикла не удалось, производство мотоциклов сейчас базируется в Австрии, на мощностях «оранжевых». Но на исторической родине осталось R&D подразделение Husaberg, где шведские инженеры продолжают создавать настоящие спортивные эндуро. Результаты их работы, помноженные на возможности КТМ – модели Husaberg 2013 года, – мне и довелось протестировать в Пиренеях. Компания представила новинки во всех категориях – как соответствующие всем регламентам 250- и 450-кубовые мотоциклы, так и межклассовые с 350- и 510-кубовыми моторами.

Основная ударная сила Husaberg – 4-тактные эндуро. Как полагается, эти мотоциклы не только способны брать призы на соревнованиях любого уровня, но и допущены на дороги общего пользования. Все в полном соответствии с законами рынка, ведь и в Европе, и в Штатах продажи мотоциклов двойного назначения растут из года в год. Увеличение числа адептов офф-роуда влечет за собой еще больший интерес со стороны "необращенных" и, как следствие, дальнейший, практически лавинообразный рост спроса. Удовлетворение которого и приносит прибыль.

Отдельного упоминания достоин эндуро-парк, где проходил тест. Расположенный в предгорьях Пиренеев, он занимает не один десяток гектаров. Здесь есть, пожалуй, все, что в том или ином виде может встретиться на пути эндуриста: горные спуски и подъемы, медленные извилистые лесные тропинки и длинные прострелы по песчаной и каменистой гребенке, каменные ступени и лесные завалы, болота и речушки… Тут мне и предстояло вплотную познакомиться со всем модельным рядом легендарных шведских эндуро. Действительно, чем еще заняться в горах Испании, когда термометр в тени показывает +48°C?

Но главное, что этот тест – совсем не абстракция для российского читателя, нередко потчуемого рассказами о мотоциклах, увидеть живьем которые у нас в салонах не суждено. В России появился дистрибьютор мотоциклов Husaberg, так что сложностей ни с приобретением, ни с обслуживанием и покупкой запчастей, я полагаю, не предвидится.

Двигатель

 
Все мотоциклы оснащены системой впрыска топлива с диффузором диаметром 42 мм. В качестве опции доступен переключатель предустановленных карт "мозгов" и возможность создания и сохранения собственных. 
На 250- и 350-кубовых двигателях и впускные, и выпускные клапаны изготовлены из титана, у FE450 и FE501 титановые клапаны только на впуске. Кроме того, большие двигатели получили балансирный вал. 
На всех силовых агрегатах Husaberg, вне зависимости от рабочего объема, установлено два масляных насоса. Один отвечает за нагнетание масла к парам трения и смазку сцепления, второй – за откачивание масла из картера и смазку КП. Генератор располагается в масляной ванне для более эффективного охлаждения. Разумеется, все эндуро оснащены электростартером, но на любую 4-тактную модель можно установить кикстартер.
Все мотоциклы оснащены системой впрыска топлива с диффузором диаметром 42 мм. В качестве опции доступен переключатель предустановленных карт "мозгов" и возможность создания и сохранения собственных. На 250- и 350-кубовых двигателях и впускные, и выпускные клапаны изготовлены из титана, у FE450 и FE501 титановые клапаны только на впуске. Кроме того, большие двигатели получили балансирный вал. На всех силовых агрегатах Husaberg, вне зависимости от рабочего объема, установлено два масляных насоса. Один отвечает за нагнетание масла к парам трения и смазку сцепления, второй – за откачивание масла из картера и смазку КП. Генератор располагается в масляной ванне для более эффективного охлаждения. Разумеется, все эндуро оснащены электростартером, но на любую 4-тактную модель можно установить кикстартер.

Рама

 
Рама на всех эндуро Husaberg – из хром-молибденовой стали, классический рецепт сочетания жесткости и невысокой массы от КТМ. Для обеспечения более эффективной отработки неровностей подвеской инженеры немного снизили степень поперечной жесткости рамы. 

 
Задний подрамник выполнен из углепластика, армированного полиамидом. По заверениям инженеров компании, это решение позволило добиться не только меньшей массы, но и большей устойчивости к падениям. В случае удара алюминиевый подрамник обычно деформируется и меняет геометрию, пластиковый же гораздо более упругий и зачастую геометрия его не страдает. Кроме того, подрамник, состоящий из трех деталей, является еще и корпусом воздушного фильтра, замену которого можно осуществить за считанные секунды без применения инструмента.
Рама на всех эндуро Husaberg – из хром-молибденовой стали, классический рецепт сочетания жесткости и невысокой массы от КТМ. Для обеспечения более эффективной отработки неровностей подвеской инженеры немного снизили степень поперечной жесткости рамы. Задний подрамник выполнен из углепластика, армированного полиамидом. По заверениям инженеров компании, это решение позволило добиться не только меньшей массы, но и большей устойчивости к падениям. В случае удара алюминиевый подрамник обычно деформируется и меняет геометрию, пластиковый же гораздо более упругий и зачастую геометрия его не страдает. Кроме того, подрамник, состоящий из трех деталей, является еще и корпусом воздушного фильтра, замену которого можно осуществить за считанные секунды без применения инструмента.

Подвески

 
 
 
Подвески на "Хусабергах" имеют то же происхождение, что и КТМ'овские – только лучшие компоненты от White Power Suspension. Точнее, теперь их принято стыдливо называть WP – а то изначальное название в современном толерантном обществе может привлечь к себе ненужное внимание каких-нибудь воинствующих пацифистов-толерастов. Но качество подвески от этого, к счастью, не меняется. 

Все эндуро 2013 модельного года оснащены 48-миллиметровой вилкой WP 4860 4CS с разделением функций демпфирования по перьям: за сжатие отвечает левое перо, за отбой – правое. Регулировку можно осуществлять без применения инструмента. 

Амортизатор задней подвески – WP Suspension PDS 5018 DCC – тоже получил упрощенную систему регулировки степени предварительного поджатия пружины. Гидравлика сжатия регулируется раздельно для высоких и низких скоростей хода подвески. Маятник стал жестче за счет измененной геометрии, при этом его масса снизилась на 300 г.
Подвески на "Хусабергах" имеют то же происхождение, что и КТМ'овские – только лучшие компоненты от White Power Suspension. Точнее, теперь их принято стыдливо называть WP – а то изначальное название в современном толерантном обществе может привлечь к себе ненужное внимание каких-нибудь воинствующих пацифистов-толерастов. Но качество подвески от этого, к счастью, не меняется. Все эндуро 2013 модельного года оснащены 48-миллиметровой вилкой WP 4860 4CS с разделением функций демпфирования по перьям: за сжатие отвечает левое перо, за отбой – правое. Регулировку можно осуществлять без применения инструмента. Амортизатор задней подвески – WP Suspension PDS 5018 DCC – тоже получил упрощенную систему регулировки степени предварительного поджатия пружины. Гидравлика сжатия регулируется раздельно для высоких и низких скоростей хода подвески. Маятник стал жестче за счет измененной геометрии, при этом его масса снизилась на 300 г.

Колеса

 
"Топовые" обода от DID, анодированные в синий цвет, ступицы и даже ниппели спиц – все изготовлено из алюминиевых сплавов. Сами спицы имеют черное покрытие – и от коррозии защита, и внешний вид интересный.
"Топовые" обода от DID, анодированные в синий цвет, ступицы и даже ниппели спиц – все изготовлено из алюминиевых сплавов. Сами спицы имеют черное покрытие – и от коррозии защита, и внешний вид интересный.

Тормоза

 
Название компонентов тормозной системы говорит само за себя – Brembo. Лепестковые тормозные диски стали еще легче и при этом эффективнее.
Название компонентов тормозной системы говорит само за себя – Brembo. Лепестковые тормозные диски стали еще легче и при этом эффективнее.

Бензобак

 
Полупрозрачные полиэтиленовые бензобаки позволяют визуально контролировать уровень топлива. Объем бака на любом из 4-тактных эндуро – 9,5 литров, добавилась и такая роскошь, как контрольная лампа уровня топлива.
Полупрозрачные полиэтиленовые бензобаки позволяют визуально контролировать уровень топлива. Объем бака на любом из 4-тактных эндуро – 9,5 литров, добавилась и такая роскошь, как контрольная лампа уровня топлива.

Пластик, эргономика.

 
 
 
Полностью обновленное сиденье, форма бензобака и пластика призваны улучшить контроль над мотоциклом, позволить слиться с ним в одно целое. Очень удобны выемки в хвостовой части пластика – всегда есть, за что ухватиться, чтобы поднять упавший или застрявший мотоцикл. 

 
По заверениям Husaberg, новые выпускные системы стали тише, при этом негативного влияния на характеристики двигателя удалось избежать.  

 
Все мотоциклы 2013 модельного года получили траверсы иной геометрии, фрезерованные из алюминия, с черной анодировкой.
Полностью обновленное сиденье, форма бензобака и пластика призваны улучшить контроль над мотоциклом, позволить слиться с ним в одно целое. Очень удобны выемки в хвостовой части пластика – всегда есть, за что ухватиться, чтобы поднять упавший или застрявший мотоцикл. По заверениям Husaberg, новые выпускные системы стали тише, при этом негативного влияния на характеристики двигателя удалось избежать. Все мотоциклы 2013 модельного года получили траверсы иной геометрии, фрезерованные из алюминия, с черной анодировкой.

HUSABERG FE250

 
 
 
Husaberg FE250: эндуро, 2013, 248,6 см³, 107,5 кг, 375 000 руб.  

FE250 — классика жанра, эндуро с двигателем рабочим объемом 250 см³. Двигатель FE250, построенный на базе KTM’овского 250SX-F, оснащен титановыми клапанами на впуске и на выпуске. Для обеспечения лучшей тяги на средних оборотах мотор получил иные настройки, потеряв при этом часть мощности, но зато прибавил крутящего момента в столь нужном в эндуро диапазоне. Правда, несмотря на все эти манипуляции, объем остался прежним, так что щелкать передачи придется очень активно. И тогда ни затяжные подъемы, ни прострелы по прямой не станут препятствием для этой 250-ки. 

В первой половине оборотов FE250 – довольно спокойный аппарат с великолепной ходовой частью, не отпугивающий новичков дикостью нрава. Но стоит повернуть ручку газа еще немного, и мотоцикл преображается. Во второй половине диапазона оборотов FE250 готов лететь вперед, к победе. Главное – не стесняться при обращении с ручкой газа. Ну и, разумеется, не забывать "ловить момент", вовремя подтыкая нужную передачу. 

Недостаток тяги внизу, мешающий "газом" переносить переднее колесо через препятствия, хорошо компенсируется высококачественными подвесками и малой массой мотоцикла. FE250 чутко реагирует на работу телом, молниеносно разгружая переднее колесо, и тогда небольшое добавление тяги помогает беспрепятственно преодолевать ямы, бревна и прочие препятствия. Опять же, изменение передаточного отношения главной передачи позволит настроить мотоцикл под требуемые условия, от околотриальных до раллирейдовых. 

FE250 явно нацелен на спортивные достижения, но при этом он будет великолепен в качестве "учебной парты", позволяя начинающим любителям эндуро освоить азы внедорожного вождения и, не меняя мотоцикла, переходить на следующие ступени развития. Вплоть до соревнований уровня Кубка и Чемпионата России.
Husaberg FE250: эндуро, 2013, 248,6 см³, 107,5 кг, 375 000 руб. FE250 — классика жанра, эндуро с двигателем рабочим объемом 250 см³. Двигатель FE250, построенный на базе KTM’овского 250SX-F, оснащен титановыми клапанами на впуске и на выпуске. Для обеспечения лучшей тяги на средних оборотах мотор получил иные настройки, потеряв при этом часть мощности, но зато прибавил крутящего момента в столь нужном в эндуро диапазоне. Правда, несмотря на все эти манипуляции, объем остался прежним, так что щелкать передачи придется очень активно. И тогда ни затяжные подъемы, ни прострелы по прямой не станут препятствием для этой 250-ки. В первой половине оборотов FE250 – довольно спокойный аппарат с великолепной ходовой частью, не отпугивающий новичков дикостью нрава. Но стоит повернуть ручку газа еще немного, и мотоцикл преображается. Во второй половине диапазона оборотов FE250 готов лететь вперед, к победе. Главное – не стесняться при обращении с ручкой газа. Ну и, разумеется, не забывать "ловить момент", вовремя подтыкая нужную передачу. Недостаток тяги внизу, мешающий "газом" переносить переднее колесо через препятствия, хорошо компенсируется высококачественными подвесками и малой массой мотоцикла. FE250 чутко реагирует на работу телом, молниеносно разгружая переднее колесо, и тогда небольшое добавление тяги помогает беспрепятственно преодолевать ямы, бревна и прочие препятствия. Опять же, изменение передаточного отношения главной передачи позволит настроить мотоцикл под требуемые условия, от околотриальных до раллирейдовых. FE250 явно нацелен на спортивные достижения, но при этом он будет великолепен в качестве "учебной парты", позволяя начинающим любителям эндуро освоить азы внедорожного вождения и, не меняя мотоцикла, переходить на следующие ступени развития. Вплоть до соревнований уровня Кубка и Чемпионата России.