Есть пять признаков хорошей речи, помимо ее правильности: выразительность, ясность, точность, краткость и уместность. Можно назвать еще богатство, логичность, но и эти качества так или иначе вытекают из первых пяти.
Я часто наблюдаю детей и подростков, слушаю их, анализирую их речь. И я выделила две самые распространенные ошибки детской и подростковой устной речи. Обе ошибки можно отнести к понятию избыточности.
Речь, она бывает хорошей
Да, часто дети и подростки (да порой и взрослые, и даже по телевидению!) говорят местоимение после подлежащего. Слово "она" здесь явно лишнее, так как не несет смысловой нагрузки.
Анна Щербакова, она стала трехкратной Чемпионкой России.
О чем тут сказано? О том, что Анна Щербакова стала Чемпионкой России в третий раз. Неужели мы не знаем, что Анна - девушка (и уточняем: "она")? Нет, просто говорящий дает себе время подумать о продолжении фразы.
Скажем о речи то, что она бывает хорошей
Эта ошибка встречается чаще, чем первая. Пресловутое "то, что" звучит буквально через фразу у детей. Сегодня буквально слышала в ДИВСе юных фехтовальщиц: "Я (во время турнира) думала то, что я боюсь..."
Или такое: "Папа сказал то, что я могу занять первое место!"
Международный союз конькобежцев сообщил то, что Чемпионат мира-2021 состоится!
О чем тут говорится? Международный союз конькобежцев сообщил, что Чемпионат мира-2021 состоится! Частица "ТО" - избыточна. Смысловой нагрузки также не несет.
Как вы думаете, с чем связаны такие ошибки в речи детей и как их исправлять? А вам режут уши такие ошибки?