Если у ребенка, а потом и у взрослого, завышенные представления о своих способностях, рано или поздно наступит момент, когда он осознает свой истинный уровень.
Лена родилась в хорошей обеспеченной семье, и, как это принято во многих хороших семьях, она посещала музыкальную школу, училась играть на фортепиано. Девочка обладала абсолютным слухом и очень хорошей памятью, учеба давалась ей легко, а родные только охали да ахали, восхищаясь, какой же гениальный у них ребенок.
На самом же деле природа дала девочке далеко не все необходимое для того, чтобы стать выдающимся музыкантом: Лена была полностью обделена природной музыкальностью и чуткостью, у нее сильно страдало чувство ритма, и, главное, она очень боялась сцены, каждое выступление было для нее адским стрессом. На сцене она не выдавала и половины из всего, что было сделано, у нее были постоянные срывы, но все говорили: ничего, со временем это пройдет.
Когда наступило время выбрать профессию, Лена, недолго думая, поступила в музыкальное училище, а потом в консерваторию. Учиться ей было интересно, музыку она любила, а постоянные похвалы со стороны родителей и родственников породили в ней очень высокие запросы. Она не хотела быть просто педагогом в музыкальной школе или в училище: как минимум, ей хотелось стать выдающейся пианисткой. Это, знаете, как в спорте, когда второе место в соревнованиях уже воспринимается как провал. Все текущие неудачи на сцене, все срывы воспринимались Леной как временное явление, а будущее рисовалось исключительно в радужных красках.
Девушка очень много работала над собой. Она считалась одной из лучших студенток, но исключительно за счет своего невероятного трудолюбия. Лена занялась йогой и медитацией, чтобы научиться владеть собой на сцене, и это действительно отчасти помогло.
Гос. экзамен по специальности девушка сдала на 9 (по 10-бальной шкале). И перед экзаменом по концертмейстерскому классу произошло незначительное, на первый взгляд, событие, но оно изменило всю ее дальнейшую жизнь.
Преподаватель Лены по конц. классу была старым профессором советской закалки. Она была лучшим педагогом в консерватории, все студенты ее боготворили. На генеральной репетиции у Лены никак не получалось сделать то, что просила профессор, и та в сердцах сказала стоявшему рядом певцу-иллюстратору: "Насколько же гениальный у нее педагог по специальности! Как он смог из такого материала сделать девятку?!"
Дальше Лена не могла играть. В горле стоял комок, из глаз полились слезы. Это была не обида на педагога, а глубокое осознание, понимание своего истинного уровня, выше которого она никогда, ни при каких усилиях не сможет подняться. Она впервые поняла всю жестокость искусства: есть уровень, доступный только избранным, и если изначально нет таланта, доступ туда закрыт навсегда. Он не открывается ни трудом, ни желанием, ни упорством, ни бессонными ночами — ничем.
Через два года Лена сменила профессию. У нее вполне неплохо сложилась судьба, хоть были и взлеты, и падения. Девушка вышла замуж, родила двоих детей. Она никогда ни о чем не жалела, но именно тот момент еще очень долгое время вспоминала с болью.
Думаю, каждый человек, когда-то учившийся в творческом ВУЗе, работавший в любых творческих коллективах, сможет назвать хотя бы один пример трагичной судьбы "непризнанных гениев". В искусстве подлинный талант всегда найдет свой путь, даже если изначально нет условий для его развития, ну а если человеку не дано, то, сколько ни старайся, сколько ни прилагай усилий, гением он все равно не станет.
И так ли это важно? Ведь важно просто любить то, чем занимаешься. Уровень у каждого свой, не каждому суждено быть первым, но почти каждый в этой жизни может стать счастливым. Если бы Лене с детства прививали любовь к музыке, а не личные амбиции, она, возможно, стала бы прекрасным педагогом или концертмейстером. И в этом случае не было бы лишней боли, переживаний, не было бы того ощущения полной потерянности. Рано или поздно этот момент осознания обязательно наступает. Кто-то сможет пережить его относительно легко, как героиня нашей истории, но для кого-то это выливается в настоящую трагедию.
Хвалить ребенка безусловно нужно, но нужно так же и понимать, что все, что мы говорим, как мы его оцениваем, формирует его личность. Да, очень важно развить талант, внушить ребенку уверенность в собственных силах, но так же важно не называть гениальностью то, что и талантом-то не является.
-------------------------