Метро — объект повышенной опасности. С этим утверждением трудно не согласиться. Закрытое пространство, большой поток людей и переплетения инженерных сетей в одну секунду могут стать катализатором трагедии. В истории метрополитенов мира таких случаев немало. Но один из них — пожар на станции Кингс-Кросс лондонской подземки 18 ноября 1987 года — стал одним из самых жутких в летописи первого построенного на планете метро.
Четыре линии
Станция Кингс-Кросс на тот момент (впрочем, как и сейчас) является одним из самых важнейших пересадочных узлов лондонской подземки. На ней пересекаются сразу четыре ветки метро, ежедневно генерируя двухсоттысячный пассажиропоток. В любой день и любое время под землей здесь многолюдно. Что интересно, эту станцию открыли в составе первой очереди — еще в далеком 1863 году. Эскалаторы на ней появились позже, примерно в начале ХХ столетия. Важно: конструкция практически полностью была сделана из дерева.
События, о которых мы рассказываем, произошли 18 ноября 1987 года. Около 19:30 некоторые пассажиры обратили внимание на небольшое возгорание эскалатора. Примечательно, что компетентные службы быстро отреагировали на сообщение. Пожарные расчеты зашли на станцию спустя 6 минут после звонка одного из полицейских. Поначалу возгорание казалось незначительным. Однако это заблуждение было ложным: так как огонь распространялся под ступенями эскалатора, пожарные просто не могли видеть реальные масштабы чрезвычайного происшествия.
Еще спустя несколько минут полиция начала эвакуацию. Тем временем, пожарные решили использовать для тушения водометы. Но, как оказалось, должного опыта в этом у них не было. Огонь распространялся крайне быстро, и уже в 19:42 охватил практически весь подъемник. Ситуация усугублялась тем, что горячий воздух и горючий газ скапливались вверху помещений. В свою очередь потолки были окрашены несколькими слоями краски, которая активно поглощала тепло. К слову, за несколько лет до происшествия один из начальников обращал внимание на недопустимость использования краски. Но его доводы, похоже, не были доходчивыми. Все эти факторы вкупе привели к страшным последствиям.
Примерно еще через несколько минут в районе эскалатора произошла яркая и сильная вспышка. Огонь, словно напалм, на огромной скорости пробрался в зал с билетными кассами. У людей, находившихся в тот момент в помещении, шансов выжить практически не было. От ожогов и отравления угарным газом погиб 31 человек. Еще более 100 пострадали. Несколько сотен оказались в западне, однако благодаря уборщику, открывшему запасной выход, им удалось выбраться на поверхность. Часть людей и полицейский увезли последние поезда метро, которые шли через станции всех четырех линий до конца эвакуации.
Параллельно пожарные пытались хоть как-то локализовать очаг. Сначала с помощью огнетушителей, однако к какому-либо результату это не привело. На подмогу уже работающим расчетам приехало еще более 30 команд. Тушили огонь более шести часов.
Халатность или закономерность
Сразу началось расследование. Его ход под личный контроль взяла тогдашний премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Специалисты скрупулезно изучали сгоревший эскалатор. На всей конструкции обнаружили более 18 мелких очагов возгорания. Это навело на мысль, что причиной катастрофы стало неосторожное обращение с огнем. Вероятно, из-за брошенной спички, которая упала в полость механизма и в последствии подожгла смазку двигателя. Отметим, что к тому моменту курение в метро уже более года было запрещено.
Но почему огонь распространился так быстро? Опосредованных причин было несколько. Во-первых, за эскалатором не следили должным образом. Под ступенями в большом количестве скопились обертки от конфет, упаковки из-под сигарет и даже крысиная шерсть. Кстати, незадолго до происшествия на станции резко сократили обслуживающий персонал. Дополнительным фактором, судя по всему, стали сильные потоки воздуха в метрополитене.
Дабы выяснить, как развивались события, специалисты прибегли к натурным и компьютерным экспериментам. Эксперты на загородной площадке построили эскалатор в натуральную величину. Конструкцию подожгли. Изначально огонь был небольшим и буквально прижимался к ступеням. Но спустя примерно минут 10 пламя с большой скоростью охватило всю конструкцию. К апогею пожара температура достигла 800 градусов. В конце концов эксперты сделали вывод: быстрому распространению огня привел наклон ступеней (около 30 градусов), узкий проход и сила ветра. Это явление впоследствии прозвали «эффект траншеи». Что интересно, компьютерное моделирование дало иные результаты. При расчетах ситуации с помощью специальной программы пламя вверх не устремлялось.
Последствия и восстановление
Пожар имел огромный общественный резонанс. Неудивительно, что вскоре все руководство подземки подало в отставку. Также в вину управленцам вменили отсутствие должной инструкции по устранению возгорания. Судя по всему, руководство надеялось на «авось», ведь до этого серьезных происшествий в подземке не было. По имеющимся документам персонал изначально сам должен попытаться устранить возгорание. И только в случае невозможности обратиться в службу спасения. Более того, на станциях в принципе отсутствовали планы эвакуации и соответствующие таблички. В случае более крупного возгорания последствия могли бы быть еще более плачевными. После этого в метро и на железной дороге ввели единые правила пожарной безопасности, установили постоянную связь между сотрудниками. А непосредственно с персоналом наладили регулярные инструктажи.
Кроме того, в метро наконец решили отказаться от деревянных эскалаторов. На это ушло 3 года. Хотя, справедливости ради, один деревянный подъемник на станции Гринфорд действовал аж до 2014 года.
Модернизации подверглись не только подъемники. Масштабные работы начались на самих станциях, дабы уменьшить скопление людей в час пик. Отдаленные последствия наступили и для пожарной службы. Еще во время тушения огнеборцы обратили внимание на плавящиеся части обмундирования. Их в скором времени заменили на огнестойкие. Также на эскалаторах установили прототипы пожарных извещателей, которые при возгорании оповещали персонал.
В книгах и песнях
Трагедия в подземке нашла свой отклик в культуре. Так, английский певец Ник Лоу написал песню, в которой рассказал о единственной неопознанной жертве пожара. Речь идет о 73-летнем Александре Фаллоне из города Фолкирк. Долгое время его тело не могли идентифицировать. Это смогли сделать лишь в 2004 году с помощью ДНК-анализа. Пожар, как пример халатности и неэффективного управления, упоминается в книге Чарльза Дахигга «Силы привычки». На станции также установили мемориальную доску, на открытии которой присутствовала принцесса Диана.
Несмотря на катастрофические разрушения часть станции открыли уже на следующее утро — настолько важным для города и метро был пересадочный узел. Сгоревший кассовый зал заработал через месяц. Эскалаторы, что понятно, восстановлению не подлежали. Их установка затянулась на долгие полтора года, что повлекло за собой более серьезную нагрузку на соседние линии метрополитена. Впрочем, на этот раз затягивание было оправданным. Уж слишком серьезный урок преподала реальность.
Автор статьи: Александр Новохрост
Автор фото: фото из открытых источников