Речь пойдёт о довольно старом и хорошо известном трюке. Просто то, как он был реализован в данном конкретном случае, лично у меня вызывает восхищение. Если составлять рейтинг недооцененных художников, то я думаю, что одно из первых мест занял бы Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851). Недооцененный вовсе не значит неизвестный. Сложно найти человека, который не знал бы Тёрнера. Но я считаю, что его абсолютная гениальность до сих пор не оценена как должно. Можно по пальцам пересчитать художников такого же масштаба и уровня таланта. Всеобщее восхищение Ван Гогом понятно и справедливо, но, поверьте, британец был художником не меньше Ван Гога, так что факт недооценки налицо.
Уильям Тёрнер родился в Лондоне, в семье парикмахера. Сейчас миллионы детей из бедных стран с радостью согласились бы на такую судьбу, но в конце XVIII в. это всё равно означало «бедность». И Тёрнер с раннего детства понял, что из этого круга он очень хочет вырваться. А ещё, видимо, уже в раннем детстве он осознал свои способности к рисованию. Говорят, что в 9 лет Уильям копировал картинки из журналов и продавал их клиентам отца. Не думаю, что это были какие-то высокохудожественные шедевры. Что могли покупать посетители парикмахерской в бедном районе Лондона? Возможно, даже что-то весьма непристойное. Целеустремлённость юноши была поразительной – в 14 (по другим данным в 13) он - студент Королевской Академии художеств, учится у великого сэра Джошуа Рейнольдса – британского художника № 1 тех лет. Вполне неплохо для выходца из низов. В 15 его первая работа экспонируется на ежегодной выставке Академии. Говорят, что с тех пор, до самой смерти, Тёрнер не пропускал ни одной выставки, стараясь выставляться каждый год. Кажется, он нашёл свой путь наверх. В 1802-м 26 летний Тёрнер становится полноправным академиком Королевской Академии художеств. Он почти на вершине Олимпа. И всё было бы отлично, если бы не…Рейнольдс. Нет, старый мэтр не возревновал к успехам молодого ученика, да и скончался сэр Джошуа за 10 лет до избрания Тёрнера академиком. Просто Рейнольдс стоял у истоков Академии и, как говорится, писал её учредительные документы. И в этих самых документах было чётко написано, что самой почётной и уважаемой является историческая живопись. Это понятно, мастера искусств должны быть в первую очередь патриотами Великой Британии, воспевать своей кистью мудрость монарха и великие победы предков. А вот любимый Тёрнером пейзаж влачился где-то в конце списка и не сулил ни государственных премий, ни грантов Министерства культуры. И тут художник проявил удивительную силу духа. Он, всю жизнь мечтавший о карьере, помнивший бедное детство и понимавший, что он куда талантливей всего этого дубиноголового начальства, не стал ломать самого себя ради дальнейшего успеха. Думаю, что, «взяв себя в руки» Уильям Тёрнер мог бы легко переквалифицироваться в исторического живописца. Не теоретическая физика, как говорится. Он сделал выбор в пользу того, к чему лежала его душа – в пользу пейзажа. Ещё одним стратегическим решением художника был отказ от открытого бунта. Он не стал писать петиции, бороться с «наследием Рейнольдса», устраивать уличные демонстрации, выходить на протесты. Возможно, ему помогла поездка в Европу (ох, как характерно). В 1801 году Наполеон Бонапарт в очередной раз накостылял по шее высокородным «сиятельствам и благородиям» при Маренго. Герцога Энгиенского ещё не поставили к стенке и у коалиции европейских монархов не было повода возбудиться на Францию, попирающую «священные прынцыпы». В итоге, Европа получила 3-4 года короткой передышки. К этому промежутку как раз и относится первая поездка Тёрнера на континент. Помимо всего прочего, в Париже он увидел несколько картин великого Лоррена. Отношения Тёрнера и Лоррена - это сюжет, как минимум, на небольшую книгу. Сложно найти двух художников одновременно удивительно похожих и абсолютно разных. Скажу только, что Тёрнер, всегда понимавший масштаб собственного дарования, буквально боготворил Лоррена, почитая того недосягаемым эталоном.
Я почти уверен, что именно у великого итальянца (те, кто считает Лоррена французским художником, в моём понимании недостаточно хорошо владеют вопросом) Тёрнер и нашёл выход из своей карьерной ловушки. Выход, как я уже сказал, старый.
На одной из выставок Академии Тёрнер представил историческую картину
Видите историческое событие? А оно есть. Там даже слоны (которые и вправду были у Ганнибала) есть – проведите глазами линию вниз от солнца и слегка правее.
Система получила то, что хотела – историческую картину. Ни один суд не придерётся. С названием, правда, неувязочка вышла, художник забыл предложения местами поменять. Но это мелочи.
Зачем ломать себе шею, когда ко всем требованиям начальства можно отнестись как в своё время относился советский народ к миролюбивой внешней политике партии и правительства: «с чуфстфам хлубокага удавлетварения». Вы думаете, мы не кисли от тоски на бесконечных собраниях, посвящённых «борьбе за дело мира и прогресса»? У нас даже мобильников не было, приходилось обходиться картишками и очень скверными, с точки зрения полиграфии, бумажными эротическими фотками. Но «с чуфстфам хлубокага удавлетварения». А ежели начальству было угодно «историческую картину» так всегда пожалуйста. Сляпать рефератик на тему «Вашингтон отверг очередную миролюбивую инициативу ЦК КПСС» и получить пятёрку можно было даже не приходя в сознание. А теперь то, при помощи интернета и не написать докладик «Имярек - хранитель северо-западных рубежей Великой России»? Так что чего боимся то?
В общем, учитесь у великих и, главное, смотрите Тёрнера. Он абсолютный гений, хотя и никогда не забывал о карьере.