В 1908 году в посёлке открылась первая в стране провинциальная смешанная (мальчики и девочки) гимназия - Красково-Малаховское средне-учебное заведение для детей обоего пола. Местная интеллигенция: доктор Михаил Самойлович Леоненко, супруги Н. Д. и Е. А. Телешовы и другие, вплоть до главы Бронницкого земства А. А. Пушкина, внука нашего великого поэта, сумели привлечь необходимые внимание и средства общества – различных организаций и отдельных благотворителей Московского и Бронницкого уездов. Первые классы начали занятия в одном из трёх домов учительницы Екатерины Сергеевны Дейстфельд. Телешовы для новой гимназии предоставили часть своего имения, где по проекту архитектора Льва Францевича Даукша были построены двухэтажное каменное здание, в которое переехала гимназия в 1910 году, и электростанция для освещения гимназии.
Пётр Михайлович Леоненко (из письма А. Я. Герасимову). Первые годы существования школы
Первой мыслью отца было организовать и построить школу в селе Красково, недалеко от больницы на опушке леса, на земле, принадлежавшей княгине Оболенской. Однако, княгиня, узнав, что эта школа будет общественной, что в ней будут учиться мальчики и девочки вместе, сочла её «крамольной» и земли не дала. Для организации комитета «Общества устройства Красково-Малаховского среднего учебного заведения» отец привлёк коренных жителей Малаховки, в основном служащих железной дороги, некоторых фирм в Москве, наиболее прогрессивно настроенных крестьян из Красково и деревни Кирилловка. Первыми членами Комитета были: Александр Иванович и Николай Иванович Чебышевы, Матвей Яковлевич Бормотов, Александр Михайлович и Екатерина Сергеевна Дейстфельд, Елена Константиновна Леоненко, инженер Василий Петрович Давыдов, учительница Красковской школы Мария Константиновна Черногубова и ещё несколько лиц, фамилии которых я плохо помню. Председателем Комитета был избран мой отец, который и оставался им до перехода этой школы – уже гимназии – после революции в ведение Народного комиссариата просвещения. Казначеем был избран Н. И. Чебышев, секретарём – Е. С. Дейстфельд. Все члены Комитета были представителями группы прогрессивной интеллигенции, подчас оппозиционно настроенными к существующим в то время порядкам и государственному строю. Это имело большое значение при выработке основных принципиальных направлений при организации школы как общественного, прогрессивного и демократического учреждения для обучения главным образом детей местных крестьян, детей рабочих и служащих люберецкого завода, михневской и раменской фабрик, местной интеллигенции и служащих железной дороги.
Школа была открыта в 1908 году, вначале в дачных помещениях, которые для этого предоставили члены Комитета Давыдов и Дейстфельд. В этих зимних дачах было размещено 2 класса – младший и старший приготовительные. Попутно был поставлен вопрос о строительстве нового здания для полной восьмиклассной школы-гимназии. В 1910 году среди леса выросло большое двухэтажное, красивое каменное здание с удобными высокими классами, большими окнами во всю стену, широким коридором, огромным залом, сценой, где можно было проводить любые общешкольные мероприятия, столовой в цокольном этаже, где с первых же дней были организованы горячие завтраки и даже обеды (ведь большая перемена в те годы длилась один час).
Первым директором школы был Фидлер. Затем много лет школой руководил Сергей Васильевич Зенченко – крупный филолог-лингвист и опытный организатор. Долгие годы директором был Виктор Эрнестович Фриденберг. При нём школа достигла наибольших результатов во всех разделах работы и после революции была преобразована в опытно-показательную станцию, которой он продолжал руководить.
Принимали ребят с восьми лет в младший приготовительный класс. Я поступил в 1909 году. Было мне 9 лет, и поступил я в старший приготовительный класс, который занимался в то время в даче Дейстфельда, где теперь помещается почта.
После революции опыт Малаховской гимназии, материалы, разработанные педагогическим советом, неоднократно рассматривались в Народном комиссариате просвещения ещё под руководством Луначарского и был принят во внимание при разработке целого ряда проблем новой советской школы.
Если подвести итог всему сказанному, то мы увидим огромную роль, которую сыграл в создании Малаховской гимназии писатель Н. Д. Телешов. Именно ему принадлежит инициатива поездки к министру просвещения; он безвозмездно дал земельный участок. Он для организации спектаклей и концертов в малаховском Летнем театре привлекал лучшие силы сценического искусства ради постройки собственного здания школы. Он пожертвовал 1700 руб. на создание школьной электростанции для обеспечения нормальных условий работы школы. Не за деньги, а за бескорыстие попечительницей Малаховского средне-учебного заведения Общество выбрало Е. А. Телешову, а почётным председателем Комитета – Н. Д. Телешова. Рука об руку с Телешовым работал энтузиаст – врач М. С. Леоненко. Его отличало величайшее мастерство – найти людей, увлечь поставленной задачей, заставить их раскошелиться. И, главное, не падать духом в те редкие моменты, когда, казалось, задуманное дело находилось на краю гибели. Члены Общества по достоинству оценили вклад М. С. Леоненко в общее дело, выразили всеобщее уважение к нему, выбрав его председателем Комитета Общества. Гимназия действительно была Леоненко-Телешовской.
По непонятным причинам мы не видим Правления Московско-Казанской железной дороги, вклад которого в общее дело был весьма заметным и существенным, в списках почётных, пожизненных и действительных членов Общества. Рабочие и служащие дороги перевезли и доставили строительные материалы от изготовителей до места застройки. Их участие представляло подлинный факт личного труда, ибо машинисты должны были совершать лишние рейсы, а диспетчеры должны были ввести их в расписание движения поездов. Помощь железной дороги этим не ограничивалась. По финансовой отчётности видно, что Правление дороги ежегодно отпускало Комитету Общества пособия не менее 600 руб., ежедневно отвозило на занятия и с занятий учащихся, живших вдоль линии железной дороги. По сути дела, Правление Московско-Казанской железной дороги являлось шефом гимназии, помогало ей регулярно, изо дня в день, из года в год, и всё же не заслужило достойного внимания.
Школа вооружала прочными знаниями, а постоянная нужда в деньгах привлекала учащихся к тщательной подготовке спектаклей и концертов, что в свою очередь воспитывало культуру труда, приводило к развитию самодеятельности учащихся, к развитию способностей ученика, к широкой внеклассной работе. Юноши и девушки получали хорошую закалку.
Красково-Малаховское средне-учебное заведение хотя и преподавало курс мужских гимназий, но никогда и нигде в документах гимназией не называлось, так как школа была «двуполой». В этом отношении в глазах царского правительства она являлась сверхъестественным отступлением, потому, что комитет Общества сам подбирал учителей, которые за свои прогрессивные взгляды не пользовались доверием у правительства. Условно выражаясь, гимназия представляла самостоятельную «республику». Казённой школе своим учителям не разрешалось принимать экзамены, потому что экзамены принимали официальные лица. Экзамены приезжали принимать представители из Московского учебного округа. Кроме выпускных экзаменов, учащиеся 4-х и 6-х классов должны были сдавать так называемые «депутатские экзамены» для получения прав учащихся на дальнейшее обучение. Классные воспитатели в этой школе выбирались закрытым голосованием на общем собрании членов Общества. Подбору педагогических кадров комитет Общества придавал особое значение. В такую школу могли идти работать педагоги с особым идеологическим настроем, высокой квалификации, эрудированные и, по сути, обладающие энциклопедическими знаниями. Их такими и помнят выпускники. В казённых гимназиях через три года (при условии благонадёжности) учитель получал награду, повышение в чине и повышение оклада. Учителя Малаховской гимназии таких прав и привилегий не имели. Про них можно сказать, что это были настоящие народники. Потомки никогда не должны предать забвению таких учителей! Не случайно при организации советской школы – трудовой и общеобразовательной – был учтён опыт работы Малаховской гимназии, ибо в ней практически был разрешён вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек, расширенная программа по изучению основ наук сочеталась с трудовым обучением. Из стен школы вышли такие выдающиеся деятели науки и культуры, руководители производств, как Проворов Фёдор Фёдорович – крупный работник в изобретении цветного кино, Ерёмин Александр Иванович – профессор языка и литературы, Роговин Захар Александрович – профессор, учёный в области искусственного шёлка, Целиков Александр Иванович – академик, лауреат трёх Государственных премий, Герой Социалистического Труда, Леоненко Пётр Михайлович – заслуженный врач, Прозоровский Анатолий Владимирович - доктор биологических наук... и другие.
Михаил Кириллович Клоков. Записала А. К. Куршевиц в 1986 году. Первый выпуск гимназии - 1915 год
Нас было 10 человек – выпускников школы 1915 года: Клоков Михаил из Краскова, Беспалов Михаил из Раменского, Савиновы – два брата, Давыдова Юлия, Правосуд Раиса...
Родился я 7 ноября 1893 года в селе Красково в семье отца-плотника, матери-подёнщицы. Был первым ребёнком из семи душ – детей моих родителей. В 8 лет поступил в сельскую школу, в которую ходил 4,5 года, полгода посещал школу по зову учительницы Черногубовой Марии Константиновны , которая устроила меня учиться в торговую школу в Москве. Плата за учёбу и проезд производилась за счёт средств Общества помощи учителям сельской школы. Один год проучился в этой школе, а на второй год вынужден был кончить учёбу из-за отсутствия средств у Общества.
В 1908 году открылась Малаховская гимназия, в которую меня устроила эта же Мария Константиновна, на стипендию во второй класс. Из третьего класса я должен был уйти: надо было помогать семье какой-либо работой. Стал помогать отцу по плотницкой части и по другим видам заработка: читать по умершим псалтырь, рыть могилы, набивать льдом погреба на дачах и у зажиточных красковских мужиков, а также носить дачникам вещи со станции. Узнав об этом, моя сельская учительница вновь взялась устраивать меня в гимназию. Пришлось держать экзамен за третий класс. Выдержал и был принят вновь. В 1915 году окончил гимназию без троек – пятёрок было больше, чем четвёрок. Потом о моей дальнейшей судьбе стал беспокоиться классный воспитатель Фриденберг Виктор Эрнестович. На лето 1915 года он рекомендовал меня в качестве репетитора в семью профессора Рейна, занимавшего в то время должность заведующего 1-й городской больницы Москвы.
Софья Абрамовна Могилевская. Отрывок из книги «Малаховская школа, или Возвращение к юности»
Только теперь, прочитав «Записки» Телешова, я взяла в толк, почему именно 30 июля в парке, где находился театр, каждое лето устраивалось праздничное гулянье, давались спектакли, в которых принимали участие самые именитые актёры московских театров – Малого и Художественного. И даже пел знаменитый Шаляпин. Оказывается, все деньги, вырученные на этом весёлом празднике, поступали в распоряжение школы, на них покупались учебники, устраивались бесплатные завтраки для неимущих ребят.
Конечно, когда Малаховская гимназия стала Советской опытно-показательной школой, эти благотворительные концерты, спектакли и гулянья потеряли свой первоначальный смысл. Государство стало полностью обеспечивать все потребности школы. Но по старой традиции такое праздничное гулянье ещё было летом 1919 года, и я принимала в нём участие. Вместе с Лидой Назаровой в костюмах голландских крестьянок мы продавали молоко из запотевших стеклянных крынок. От покупателей – отбою не было. За каждый стакан платили втридорога. И мы с гордостью сдали устроителям праздника целую кучу денег. А потом побежали в театр смотреть спектакль и повеселились вместе с остальными.
Составитель - Дарья Давыдова, зав. научно-просветительским отделом Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы)
Публикации нашего канала составлены на основе фондов Музея п. Малаховка (подразделение МУК "Музейно-выставочный комплекс" г.о. Люберцы). При использовании материалов обязательна ссылка на Музей п. Малаховка!
Другие публикации канала:
Юбилеи 2021 года и просто знаменательные даты в истории Малаховки. Часть 1
Юбилеи 2021 года и просто знаменательные даты в истории Малаховки. Часть 2