Иногда судьба посылает нам людей, встречи с которыми похожи на озарения! Такие люди похожи на бриллиант, переливающийся множеством ярких бликов. Ты общаешься, а это мерцание как в солнечный день то перекрывает глаза, то снова даёт возможность разглядывать человека. Таким озарением стало для меня знакомство с уникальным уральским композитором Анастасией Беспаловой.
В ноябре 2018 года в Екатеринбурге проходил Международный форум музыкального театра «От практики - к совершенству». В рамках форума я принимал участие в лаборатории для актеров и режиссеров под руководством Кирилла Стрежнева, а так же по приглашению режиссера Сергея Морозова вместе с ним представлял в рамках «Ярмарки новых произведений» мою новую работу.
Участвовать в лабораториях и мастер-классах всегда полезно! Это и новые эмоции, и встречи с дорогими коллегами из отдаленных регионов, знакомства и неожиданные предложения о сотрудничестве.
По опыту других лабораторий было понятно, что скорее всего равных условий у участников не будет. Так оно и случилось: как с самим распределением отрывков, так и с условиями их реализации. Но это только подогревало азарт!
На репетицию каждого отрывка в рамках лаборатории отводилось 60 минут. За это время нужно было разобрать материал и решить сцену мизансценически. Каково же было удивление участников во время финального показа, когда у кого-то из них были отрывки в рамках поставленных задач и условий, а у кого-то полноценные мини-спектакли, в показе которых участвовали все цеха театра. С «впетым» материалом, сложной световой партитурой, микрофонными гарнитурами с отстроенным звуком, декорациями, реквизитом и машинами спецэффектов. Это не честно, но было сделано талантливо и красиво. Потому у меня претензий не было!
Мне достался не самый интересный отрывок - первая сцена, сольный номер Колобка. Событийного ряда ноль, экспозиции «вагон»! Стоит Колобок, поёт о том, что он - Колобок, что его испекли в печи, и перечисляет свои многочисленные «круглые свойства». О чем здесь ставить, если ставить не о чем? Не понятно!
Для работы над отрывком театр предоставил мне замечательного артиста Сашу Уманчука. У меня был день для того, чтобы подумать над материалом. И пользуясь отсутствием ограничений в изменении текста, и отталкиваясь от органики Саши, за ночь я дописал две страницы текста драматической сцены и внес изменения в текст музыкального номера. Фантазия не останавливалась, и я ввел в сцену два крайне необходимых персонажа: Бабушку и Дедушку. Ну, согласитесь, было бы странно, если бы в самой первой сцене спектакля Колобок только-только появился на свет, а рядом не было бы его создателей! Но где их взять? Ведь в рамках лаборатории артистов для этого мне не выделили! Нужно было дождаться утра и решить вопрос!
Утром я пошел в театр чтобы найти нужных мне для отрывка артистов! Я хорошо знаком и с репертуаром театра, и с творчеством его артистов, поэтому четко знал, что мне нужны Народный артист РФ Владимир Смолин и Ирина Макарова! Было ли для них в радость приглашение принять участие в отрывке? Думаю, что нет, потому что они были задействованы сразу в нескольких работах. Но после моих уговоров артисты согласились! Так в моем творческом поле оказался совершенно замечательный артистический состав: Смолин, Макарова и Уманчук.
Вечером в назначенное для репетиции время мне удалось собрать артистов, но из предоставленного класса нас выгнали из-за репетиции вечернего спектакля. В другом классе, как только мы начали репетировать, нас тоже попросили уйти. Мы ходили по театру, но занят был каждый закуток. Мне ничего не оставалось кроме как занять фойе! Времени было совсем немного, но максимальная концентрация внимания артистов, желание не подвести и донести мою идею до зрителя, а также увлеченная работа Саши над образом, позволила нам за время чуть более получаса успеть отрепетировать всё.
На следующий день был творческий показ. Оказалось, что для того, чтобы пройти в финал, не нужно ждать выбора Кирилла Стрежнева. Голосование осуществлялось на бланках, разложенных в зрительном зале, и для попадания в финал нужно было просто сделать «накрутку» голосов. Чем некоторые режиссеры с удовольствием занимались, собрав бланки, в которых голосовали за себя и против других. Мы с замечательной Мариной Филоненко над этим посмеялись и не стали участвовать во вбросах. Главное - показать свою работу Мастеру!
Мой отрывок прошел даже лучше, чем я мог ожидать! Спасибо таланту артистов, принимавших участие! Спасибо Саше Уманчуку, смело следовавшему моей идее. Отсмотрев работу и увидев удивление Мастера, у которого в либретто не было ни драматической сцены, ни персонажей Бабушки и Дедушки, я ушел в другую часть здания на презентацию моего нового мюзикла.
Серёжа Морозов был подготовлен блестяще! Он отобрал самые яркие отрывки, подготовил вступительную речь, подводки, презентационные материалы для директоров театров. Презентация прошла ярко, произведение вызвало интерес. Забегая вперёд скажу, что, к сожалению, для того, чтобы этот интерес исчез и все договоренности отменились, хватило одной провальной постановки в Петербурге. После неё все театры, с которыми мы вели переговоры, отказались от покупки материала. Ну а когда презентация подошла к концу, случилось то, что сегодня по прошествии времени можно назвать настоящим чудом: ко мне подошла познакомиться композитор Анастасия Беспалова.
Позже я начал знакомство с творчеством Насти и увлекся им! И чем подробнее изучал, тем сильнее было восхищение: выпускница Уральской консерватории и Свердловского музыкального училища, ученица Владимира Кобекина и Валентина Барыкина, она не только пишет, но и сама оркеструет музыку! В Санкт-Петербургском театре «Зазеркалье» поставлены её «Белый Клык», «Крошечка-Хаврошечка», «Теремок», «Забытый День Рождения»! Беспалова - автор опер и мюзиклов, сборников детских песен и хоров!
Безусловно, в России немало талантливых авторов. Часть из них сверхвостребованы, большинство в тени и постановки по их произведениям не многочислены. Но если бы меня попросили сравнить отечественную индустрию музыкального театра, которая безусловно имеет свой путь, и современный Бродвей на предмет соответствия стандартам, уровню звучания, современным тенденциям, и назвать имена отечественных композиторов, пишущих в этом звучании, я назвал бы Анастасию Беспалову, Антона Танонова и Александра Марголина.
Если у вас будет возможность попасть на спектакли Беспаловой, то, уверен, услышав однажды вы непременно согласитесь со мной - это звучание Бродвея! И можно только позавидовать артистам театра «Зазеркалье» и дальновидности Александра Васильевича Петрова, в репертуаре которых целых четыре произведения уральского бриллианта.
Удивительно, но больше всего Настя напоминает мне петербургского композитора Олега Каравайчука. Приручать её - всё равно, что приручать манула. Она - планета, наполненная уникальным звучанием, потрясающими мелодиями, яркой формой! Её музыка вокальная, чего сейчас практически нет в современных сочинениях для музыкального театра. Она не занимается самопиаром, не пишет, в отличие, например, от меня, отзывов о своих премьерах, слова восхищения коллегами и работы в творческом процессе. И, может быть, поэтому о ней мало кто знает. Но она автор совершенно уникальной самобытной музыки, которая может быть украшением репертуара любого театра!
Общаясь, мы вступаем в жаркие дискуссии, заканчивающиеся бросанием трубок и блокировками в соцсетях. Мы никогда не работали над совместными произведениями. Я вообще редко работаю с композиторами, с которыми дружу. Но, вот, наступает новый день, Настя показывает своё новое сочинение и сердце тает...