Кто знаком со школьным курсом литературы, тому понятие оксюморон известно. И заглавия книг, в основу которых взят этот стилистический приём, всплывают в памяти сразу. Можно, как всегда, начинать с Пушкина: «Барышня-крестьянка». И продолжать: «Живой труп» Льва Толстого, «Честный вор» Фёдора Достоевского, «Мёртвые души» Николая Гоголя, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца…
Кто с понятием оксюморона ( или оксиморона) не знаком, тот по перечисленным примерам уже догадался, что речь идёт о «сочетании несочетаемого», о столкновении двух противоречащих друг другу понятиях.
В переводе с греческого языка «оксюморон» как раз и обозначает дословно «остроумная глупость», что само по себе уже является примером такой стилистической фигуры.
Я думаю, что очень скоро к классическим примерам в русской литературе будут добавлять и словосочетание «гармония противоречий». Это название книги, хорошо известной уже не только на Крайнем Севере, в Мурманске, где она издана в 2007 году, но и за пределами северного региона.
Николай Колычев назвал свою книгу, взяв оксюморон из стихотворения о России, в котором со свойственным ему жаром искренности и эмоциональности сказал о русском пути и русской душе. Это дерзкое, но честное стихотворение, давшее строки и для эпиграфа ко всей книге:
В черном мраке бессилья –
Православные свечи...
О, Россия!
Гармония противоречий.
«Гармонией противоречий» называет поэт Россию, и, оглядываясь на исторический путь, пройденный нашей страной, невозможно не согласиться с поэтом…
В дрянь, в дерьмо...
Но из дряни –
К куполам золоченым.
Не пройти нам по грани
Между белым и черным.
Напиваясь до пьяну,
Рассуждаем "тверезо":
Мол, грешим окаянно,
Чтобы каяться слезно.
И себя не унять
В этом буйном кураже.
Так за что же пенять
Бедной Родине нашей?
Ведь она – как народ:
И калечит, и лечит.
То стремнина, то лед
В реках наших
И в речи.
В черном мраке бессилья –
Православные свечи...
О, Россия!
Гармония противоречий.
Оксюморон – уникальный художественный приём, который позволяет подчеркнуть авторскую мысль, нарисовать в воображении с помощью логического парадокса необычный, точный образ. Достоинства оксюморона неоспоримы: краткость и яркость, точность и оригинальность.
Каждый удачный оксюморон обладает очень сильным эффектом. И таков образ, найденный Николаем Колычевым.